Денис Кокорин

единоличный сайт

Про развитие Дальнего Востока

Случайно по какой-то ссылке зашёл в ЖЖ к Эдуарду Лимонову, а там задвиг про внутреннюю политику и такая фраза о развитии отдалённых российских земель: "5.Постыдный дальневосточный гектар, издевательская глупость.Только осуждённые заселят Дальний Восток,по доброй ваоле никто не поедет".

Раньше ещё попадалось его интервью с предложением из нашего Дальнего Востока сделать некое подобие "Дикого Запада" — сослать туда всякого отребья пару миллионов. Очевидно, чтобы местным жителям нескучно было, вроде бы ещё и вооружить всех поголовно (не помню точно, было ли в интервью об оружии, но ассоциации возникли именно такие, "Дикий Запад" же!).

То, что здесь уже кто-то живёт (и не так уж мало народу), и что осуждённые, сосланные сюда, как бы могут доставить местным кучу проблем, вплоть до того, что уже живущие захотят отсюда свалить, это как-то во внимание не берётся. (Селить ссыльных явно предполагается не в лагерях). Хотя смотря, по каким статьям осуждённые имеются в виду: если по "интеллигентским" политическим или каким-нибудь экономическим, за какие-то несущественные проступки, то, может, и ничего. Но подозреваю, что Лимонов имеет в виду в принципе любых осуждённых — и воров, и мошенников, и убийц, и грабителей, и насильников, и т.д.

В общем, рассуждения на уровне XIX, в лучшем случае начала XX века. Но и тогда осуждённые не являлись основным элементом переселения.

Дальний Восток России, конечно, край и без того непростой, и много произносимое на его счёт верно. Однако представления о нём у более или менее известных граждан (что уж говорить о неизвестных), проживающих на западе страны (от Урала до Прибалтики), независимо от их политической ориентации, вызывают недоумение. В большинстве своём они здесь никогда не были, истории освоения и заселения, как правило, не знают (это ж не Украина, где половина истории России происходила — освоение Сибири в учебных курсах изучают, пожалуй, лишь вскользь, верхами), но мнение имеют.

Правда, правительство РФ, даже полпред в Дальневосточном федеральном округе не сильно далеко ушли от Лимонова в этом вопросе. В смысле подхода к ситуации. Который называется экстенсивным: всё сводится к привлечению населения на Дальний Восток. Но почему-то об уже имеющихся жителях вспоминают немного. В логике Лимонова их, по-видимому, надо сделать "осуждёнными", а в логике властей поманить крошками с барского стола, а дальше пускай сами придумывают, а не хотят — не наши проблемы.

***

Что можно сделать для развития Дальнего Востока в рамках имеющейся ситуации, чтобы сюда по доброй воле ехали люди и чтобы не уезжали активно ныне живущие?

На мой взгляд, нужно принять следующие меры.

***

1. Главными центрами притяжения населения у нас в стране сейчас являются Москва и Санкт-Петербург. Также есть ряд центров притяжения населения масштаба помельче (Краснодар, Сочи, Казань, Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, в меньшей степени Омск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Крым и некоторые другие места).

Поэтому такой центр притяжения населения должен быть создан и на Дальнем Востоке. И им должен стать Владивосток. В общем-то, он и является таковым для восточных районов страны, но этого недостаточно.

Чтобы было достаточно, Владивостоку нужно присвоить статус города федерального значения (наравне с Москвой, Петербургом и Севастополем), присоединив наконец к нему Артёмовский городской округ и часть Надеждинского района между федеральной трассой, новой дорогой на аэропорт через Де-Фриз и побережьем Углового залива.

Статус города федерального значения должен отчасти решить вопрос о краевой и муниципальной собственности внутри города, поскольку она будет находиться теперь в ведении нового субъекта федерации.

При этом административный центр Приморского края вполне может оставаться здесь, а центр федерального округа в Хабаровске.

Город федерального значения Владивосток будет иметь население 720 000 — 750 000 человек, что сделает его третьим по численности населения городом федерального значения и самым населённым пунктом к востоку от Красноярска.

Естественно, сам по себе такой статус мало что даст. Для нового Владивостока необходимо будет выработать особый план развития и даже собственный архитектурный стиль — для выгодного выделения его среди прочих городов.

***

2. Следующим важным шагом является усиление связности территорий как внутри самого Дальнего Востока, так и с остальной частью страны, увеличение возможностей перемещения людей (а затем и грузов).

Для начала напрашивается такое решение: увеличить количество маршрутов для субсидированных авиаперелётов с Дальнего Востока и обратно с обычных 5-10 до 30-50, добавив сюда рейсы как по Дальнему Востоку (не только между основными аэропортами), так и в Сибирь, на Урал и некоторые другие районы.

А далее предоставить право пользоваться такой возможностью не только лицам студенческого и пенсионного возраста, но и всем остальным дальневосточникам — например, один раз в 2 года. Если не всем подряд и сразу, то хотя бы работающим официально в организациях и на предприятиях Дальневосточного округа не менее года. Впрочем, такое не всегда возможно, поэтому лучше сам факт постоянного проживания на Дальнем Востоке (допустим, два-три года и более) сделать основанием для предоставления льготы.

Но тогда и саму систему предоставления таких мест придётся менять — из-за увеличения количества льготных пассажиров. Мне представляется наилучшим выходом возвращение дальневосточникам части стоимости билета после обращения в соответствующие инстанции (как возвращают налог в некоторых случаях, например, при оплате обучения).

По-хорошему (по-хорошему), за этим должно последовать строительство важных дорог. Например, стоит достроить наконец автомобильную дорогу Хабаровск — Красный Яр — Находка, а также давно намеченные железные дороги от Новочугуевки до Ольги, от Шимановска до Февральска (с перспективой выхода на Этыркэн и Чумикан), от Селихино до Лазарева (с перспективой выхода на Сахалин) и другие. Также уместно возобновление морских и прибрежных рейсов пассажирских судов.

Но на "по-хорошему" в обозримом времени рассчитывать не стоит.

***

3. Заметно, что правительство пытается привлекать на Дальний Восток иностранные и внутренние инвестиции, но привлекает их как-то странно: "вот вам место, вы придумайте и сделайте тут что-нибудь, а мы одобрим (а может, и не одобрим)". Это не во всём так, но во многих случаях, как со "свободным портом" или гектаром, так.

По идее, необходимо привлечение денег под конкретные проекты: строительство тех же упомянутых дорог, промышленных предприятий (не по принципу "вот вам место, сами что-нибудь придумайте", а "вот вам место, здесь должен быть объект N, условия работы такие-то").

Не знаю, возможна ли в текущих условиях реализация такого подхода (конкретизация проектов для инвестирования) в принципе, но теоретически, конечно, возможна.

***

Пока что это всё. Придумаю или вспомню ещё что-то — дополню.

Лучше бы, понятно, давать людям работу с порядочными условиями и возможность не чувствовать себя оторванными от большой земли, либо какие-то действительные плюсы пребывания здесь: не только удлинённый отпуск, который, кстати, есть не у всех, или надбавки к зарплате, которые тоже дают не все — а ещё что-то, вроде иной налоговой системы или каких-то дополнительных свобод на государственном уровне, но, боюсь, это за пределами сегодняшнего мироустройства.

2 комментария на «“Про развитие Дальнего Востока”»

  1. fad:

    После книжки "Это я, Эдичка" всерьез воспринимать данного персонажа не представляется возможным.

  2. Кому: fad, 1

    Дедушка старый, ему всё равно.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.