Денис Кокорин

единоличный сайт

Американские атласы

Когда работал в картографии, нередко приходилось встречать негативные отзывы пользователей наших карт, касавшиеся неактуальности, устарелости содержимого. Причиной тому обычно были совсем не злодеяния или ошибки картографов, не происки врагов и представителей контролирующих организаций, и даже не всегда недостаток средств на работы по обновлению карт. Устаревание информации происходило из-за слишком быстрых изменений на интересующей местности. Хотя и всё выше названное тоже присутствовало в той или иной степени.

Недавно довелось ознакомиться с двумя продуктами зарубежной картографии, если конкретно, американской, а если ещё конкретнее, дорожными атласами. Как же у них с этим делом?

2. Первый атлас, что слева, за 2016 год, включает в себя крупномасштабные (для такого издания) карты США, второй — США, Канады и Мексики, но в нём карты меньшего масштаба (а Мексики и вообще обзорная).

3. Атласы изданы известной в Северной Америке компанией Rand McNally, специализирующейся на выпуске бумажной и электронной картографической и справочной продукции для коммерческого транспорта и не только. Компания интересна также тем, что для лучшего отображения мира на её картах была разработана особая картографическая проекция — проекция Робинсона. Отличие её, если я правильно понял, в минимальных искажениях конечного изображения на плоскости карты.

4. Любопытно, что отпечатаны оба атласа в Китае.

5. Видимо, потому что так дешевле. Всё же оба атласа — это увесистые многостраничные тома с ламинированными страницами формата А3 и пружинным переплётом, а в Штатах печатать тиражи, очевидно, менее выгодно.

6. Посмотрим на содержимое. В первом атласе, где только США, карты штатов в основном разделены на несколько разворотов (количество зависит от размеров конкретного штата).

7. Причём индексы буквенно-числовой сетки не начинаются каждый раз заново на новом развороте, а продолжаются и дальше в границах одного штата.

8. Для некоторых штатов к буквенному индексу добавляется значение стороны света.

9. Во втором атласе почти все штаты, кроме некоторых больших, вписаны в один разворот.

10. Провинции Канады тоже, а иногда и несколько сразу.

11. Причём карты, по-моему, именно просто подогнаны под формат, что хорошо видно на примере Аляски.

12.

13. В связи с этим масштаб всех карт разный. На масштабной шкале мили дублируются километрами.

14. Города в обоих атласах даны либо на врезках (какие помельче).

15. Либо на отдельных страницах и разворотах (какие покрупнее).

16. Следует обратить внимание, что улицы городов на американских картах показаны линиями, тогда как в российской картографии их принято отображать сторонами кварталов.

17. Указатель на север, вполне интернациональный.

18. Есть в каждом атласе, как и полагается, указатель географических названий, набранные довольно мелким шрифтом. К слову, карты штатов в атласе расположены в алфавитном порядке, а не по принципу "с севера на юг, с запада на восток", как чаще всего бывает у нас.

19. Есть и таблица определения расстояний между крупными городами. Кроме того, на специальной карте-схеме указаны не только мили-километры, но и время прохождения этих расстояний на предельной скорости.

20. Это очень важно, так как атласы рассчитаны в основном на коммерческих перевозчиков — тракеров, то есть дальнобойщиков, а именно они главным образом осуществляют перевозку грузов между штатами и из одной части страны в другую.

21. Поэтому в них даётся информация прежде всего для них. Это не только определённые места на схемах дорог (например, станции взвешивания автомобилей), но и другие полезные сведения, которые помещены в справочном разделе.

22. Конечно, большая их часть касается различных ограничений, чинимых на пути тракеров властями, дорожниками и полицией.

23. Даются целые списки мест, где ждать подвоха, для каждого штата или провинции отдельно.

24. Правда, как выяснилось по ходу изучения списков, информация эта часто устаревшая — иногда лет на 7-8 минимум. Причём в атласе 2017 года (подготовлен в 2016) попадаются более старые сведения, чем в атласе 2016 года (подготовлен в 2015) — подозреваю, оттого что их готовят разные команды.

25. Издатели атласа в случае каких-то претензий со стороны пользователей всегда могут выкрутиться, пояснив (и поясняя в атласе), что информация получена из официальных источников — к ним и вопросы.

Таковы эти нескромные представители американской коммерческой картографии.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Войти с помощью: