Денис Кокорин

единоличный сайт

Путешествие на запад, часть 17-я. По революционным местам

Посещение столицы трёх революций в год 100-летия двух из них невозможно было представить без посещения как-то связанных с ними объектов. Собственно, одной из целей заезда в незнакомые доселе дали, как уже упоминалось, и была цель посмотреть "революционные места". Уж во всяком случае самые главные. О том, какие увидеть получилось, но и не только о них, и будет эта, юбилейная, 17-я часть.

Уже на второй полный день пребывания в городе поребриков и парадных я вознамерился приступить к осуществлению своего плана. Начать решил, как водится, с символа Октябрьской революции — крейсера "Аврора". Добраться до него оказалось несложно: сел на метро на ближней "Пролетарской" (тоже отчасти революционное название!), пересел на станцию "Площадь Восстания" (тут однозначно революционное название, так как в честь событий Февраля) и доехал до станции "Площадь Ленина" — возле Финляндского вокзала, который, опять же, отмечен "печатью революции". На "Площади Восстания", кстати, есть какие-то барельефы на революционную тематику, но я их так и не сфотографировал.

2. Вот как выглядит Финляндский вокзал с главного входа:

Раньше со станции метро на вокзал был прямой выход, но теперь он перекрыт в целях борьбы с терроризмом (как и на других вокзалах), и надо сначала выйти на улицу, а потом уже входить в здание вокзала. В оба моих визита в Петербург я на "Площадь Ленина" приезжал трижды. Поэтому и фотографии здесь представлены тоже из разных дней: там, где зелени на деревьях много — июньские, остальные — середины мая.

3. Сбоку Финляндский вокзал больше смахивает на очередной административно-торговый центр, переделанный из старого ДК или НИИ. Старинная "встройка", по всей видимости, исторический Финляндский вокзал.

4. Лицом вокзал смотрит в спину памятнику Ленину на той самой площади Ленина.

5. Постамент памятника, очевидно, символизирует кабину броневика, с которого Ильич выступал по прибытии в революционный апрельский Петроград. Странно, почему вождь без головного убора, вроде везде его изображали то ли в шапке, то ли в кепке.

6. Настоящий броневик Ленина (либо его точную копию?) я позже смог увидеть в Военно-артиллерийском музее, куда ходил в рамках Ночи музеев.

Где-то на Финляндском вокзале вроде должен стоять ещё и паровоз, тянувший поезд, в котором в Россию приехали Ленин и революционеры, однако я его не видел.

7. Отсюда же я потом отправлялся на электричке в Сестрорецкий Разлив, чтобы посетить другое культовое революционное место, где летом 1917 года в шалашике прятались от ищеек Временного правительства Ленин и Зиновьев. Но об этой поездке будет отдельная заметка.

8. Вернёмся на площадь у вокзала. На ней много фонтанов. Интересно, что в мае они работали, а в июне нет.

9. Площадь выходит на Неву. Отсюда до "Авроры" легко дойти пешком минут за двадцать.

10. Можно доехать и на трамвае, наверное, это даже быстрее.

11. Я всё же выбрал пешую прогулку.

12. Чтобы попутно смотреть на всякое.

13. Питер готовится к мировому футбольному чемпионату.

14. Совсем немного, и вот он — крейсер "Аврора". Как-то неоднозначно смотрится с рекламой заграничного банка на фоне (злые языки должны заметить тут что-нибудь про немецкие деньги и тому подобное!).

15. В другую сторону от "Авроры" тоже реклама забугорных компаний. Как утверждают некоторые наши современники, именно за такое будущее боролись большевики и прочие красные революционеры, поскольку были "западниками".

16. Здание с рекламой вроде новое. А на боку у него целый театр-ресторан "Чаплин-Холл". Театр-ресторан, кинотеатр-ресторан, судя по всему, распространённое в Питере (может, и в Москве) явление — культурная столица! Во Владивостоке заведений такого типа не припомню.

17. Место для курения.

18. Петербургский революционный трамвай.

18.1. На борту — стихи: "Шёл я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы,- Передо мною летел трамвай". Авторство отчего-то не указано, но Яндекс подсказывает, что Гумилёв.

19. "Аврора" и современные технологии.

20. Дом, крыша которого мне показалась необычной и дурацкой одновременно.

21. Добрался до крейсера. Недавно он как раз прошёл капитальную реставрацию.

22. Я приготовился заплатить за вход в боевой музей 400 рублей, но тут билетёрша сказала, что сегодня бесплатный день, и вручила билет безо всякой оплаты. Что ж, не всё терять! В предвкушении поднялся по трапу на судно.

23. Откровенно говоря, я думал, что на "Авроре" скучно и особо смотреть нечего, но я сурово ошибался.

24. Первым делом пошёл на нос, где все фотографировались с гюйсом и известным орудием. Я для этих целей скооперировался с дамой в чёрном, что на среднем плане снимает внутренности орудия, и мы тоже друг друга немного пофотали.

25. Тут всё ясно. Орудие революции!

26. Вид орудия спереди.

27. "Аврора" — орденоносный крейсер.

28. С носа спустился на палубу с другого борта.

29. Сквозь стекло изучил радиостанцию. На табличке рядом было написано, что радиостанция тоже революционная: во время октябрьского вооружённого восстания передавала боевые распоряжения Военно-революционного комитета, а также воззвание Ленина к гражданам России.

30. Затем спустился на нижние палубы судна, где было представлено всё, что связано с "Авророй" — картины, документы, фотографии, знамёна, плакаты, вся история: рождение крейсера, служба, участие в Цусимском сражении, поход в Индонезию, посещение Италии для помощи пострадавшим в землетрясении, участие в революции, само собой, и в обороне Ленинграда в ВОВ, и прочая, прочая, прочая. Большинства фактов я не знал.

31. Экспозиция мне понравилась со всех сторон: много интересных деталей, много любопытных экспонатов.

32. Корабль-музей превзошёл все мои ожидания. Если б заплатил 400 рублей за билет, ничуть не пожалел бы.

33. Что называется, утёрли нос.

34. Конечно, современность вносит свои коррективы. Вряд ли духовности уделяли много места в советский период.

35. А уж сенсорных экранов тогда точно не было!

36. Модель "Авроры" в уменьшенном виде.

37. Подивила объёмная панорама, посвящённая событиям октября 17-го.

38. Другой подобный макет показывал штурм Зимнего.

39. В Зимнем дворце я тоже побывал — в день перед отъездом. Примечательна комната, где арестовали Временное правительство.

40. Заседало правительство, видимо, за этим столом. Что-то он невелик, вероятно, там были ещё предметы мебели.

41. Стены в комнате украшены панно на тему частей света.

42. Азия, Африка, Америка.

43. Пожалуй, стоит упомянуть и комнату, где скончался Александр 2-й, так как его убийство тоже своеобразная веха на пути к революции.

44. Вернёмся на "Аврору". Точнее, покинем её. Лучше осмотреть всё, лично приехав в Санкт-Петербург и зайти на "Крейсер".

45. После "Авроры" я наивно думал посетить ещё и Петропавловскую крепость, но на "Авроре" провёл часа три или четыре, поэтому штурмовать крепость уже не стал — так, прогулялся до неё, глянул одним глазочком со стороны и побрёл через ближайший невский мост.

46. В крепость я наведался на следующий день: и правильно — он выдался тёплый и солнечный. Петропавловская крепость тоже имеет непосредственное отношение к революции, но внимание на этом как-то особо не акцентируется. Фактически только в тюрьме Трубецкого бастиона явно представлена информация о её месте в истории революции или, правильнее сказать, о людях, которые её приближали или участвовали в ней (во всех трёх) тем или иным образом.

47. Обычно они тут отбывали наказание за революционные или контрреволюционные проделки. Множество известных и не очень известных личностей тут перебывало за достаточно небольшой по историческим меркам срок.

48. Кроме почётных досок с именами именитых арестантов, представлены условия их быта и содержания, показана повседневная жизнь тюрьмы.

В следующей части я остановлюсь на Петропавловской крепости и тюрьме подробнее, а пока перенесусь на другое связанное с революционными событиями место.

49. Это — Марсово поле. Туда я попал, миновав мост через Неву.

50. На Марсовом поле установлен мемориал.

51. В память о жертвах Февральской и Октябрьской революций и гражданской войны.

52. Интересны надписи на памятнике. Вначале я подумал, что эпитафию нужно воспринимать как поэму, но, вчитавшись, понял, что ошибся.

53. Хотя текст довольно поэтичный, полный пафоса, эпитетов и прочих литературных приёмов: "Красные страшные дни"...

54. Кто же авторы?

55. Странно, что никто не заикается о "кладбище в центре города" (хотя откуда мне знать, может, и заикаются). Зато здесь горит первый в России вечный огонь, от которого был зажжён вечный огонь у Кремлёвской стены в Москве на могиле неизвестного солдата, но об этом никто нигде не рассказывает, так как та могила "удобная", а эта не очень.

56. Вот, наверное, и все революционные места Петербурга, которые мне удалось посетить. Не дошёл я чуть-чуть до Таврического дворца, где заседал революционный Петроградский совет, ещё многих мест наверняка не узнал. Но, в принципе, здесь почти все места "революционные" — на каждом углу табличка или памятник с известными по революционным событиям именами, каждое третье здание связано тем или иным образом с 1905 или 1917 годом, или революционным движением.

57. Даже во дворах проспекта Обуховской обороны, где я жил, попалось такое место: "Невская застава". Деревянный особняк-музей прячется среди жилых панелек.

58. К нему ведёт ёлочная аллея с памятниками причастных к революционным делам лиц (штук пять или шесть каменных бюстов: Бабушкин, Крупская, Шелгунов и ещё кто-то).

59. Зарод Революции, я бы сказал.

60. И да, почти во всех "революционных местах" полно китайцев!

Продолжение следует

0-я часть. Предыстория
1-я часть. Транссиб Приморский
2-я часть. Транссиб Дальневосточный
3-я часть. Транссиб Приамурский
4-я часть. Транссиб Амурско-Забайкальский
5-я часть. Транссиб Забайкальский
6-я часть. Транссиб Прибайкальский
7-я часть. Иркутская Транссибирская передышка
8-я часть. Транссиб Восточно-Сибирский
9-я часть. Транссиб в Новосибирске
10-я часть. Транссиб Западно-Сибирский
11-я часть. Транссиб Уральский и далее
12-я часть. Транссиб Подмосковный
13-я часть. Москва
14-я часть. Второй и третий дни в Москве
15-я часть. Из Москвы в Петербург
16-я часть. Санкт-Петербург

Нет комментариев

Оставить комментарий

*