Путешествие на запад, часть 31-я. Третьяковка и окрестности
Последним культурным событием перед финишем для меня стал визит в Третьяковскую галерею. Не стану мучить читателей фотографиями многочисленных картин и скульптур (точнее, буду мучить избирательно) — так как я на радостях наделал в Третьяковке больше 1000 снимков, разрядив в ноль оба аккумулятора к камере (один при этом был начатый).
Чутьё подсказывало, что чтобы попасть в галерею, нужно выйти на станции с говорящим названием "Третьяковская". Так я и поступил. Затем поплутал по солнечным окрестностям среди церквей и купеческих домов, определил, куда народ валом валит, туда и пошлёпал сам. Ничего сложного! Даже указателей не надо.
2. Где храмы божии, там просят денег. Вот у женщины на картонке написано: "Помогите Ради Христа многодетной матери 9 детей, помогите близнецам онкология на платное лечение, ребёнок ослеп после комы". Всё, конечно, может быть — жизнь заставит, и на паперть пойдёшь. Но я не верю. Верующие могут подавать, конечно.
3. Нашёл здание галереи.
4. Перед входом памятник основателю.
5. Куда ж без китайцев!
6. На входе, к стыду своему, в сердцах немного поругался с охранником. Но потом исправился и отправился изучать разноцветные залы, переполненные искусством.
7. Людей, создавших картины, как и людей, на них изображённых, давно нет, а оно эвон как — приходишь, смотришь, а они как живые.
8. Панин здорового человека.
9. В галерее сплошными рядами одни шедевры. Многие картины и на фотографиях-то впечатляют, а вживую так и вовсе — отвал башки.
10. Особое впечатление на меня произвело полотно А. Иванова "Явление Христа народу". Я уселся на специальную скамейку напротив и несколько минут любовался им.
11. Не все шедевры оказались доступны. Самой известной картины Верещагина не было на месте. Увы, в Русский музей в СПб я не сходил.
12. Зато другие произведения, скажем, из творчества Серова, радовали публику как ни в чём не бывало ("в натуре, ламинат!").
13. Николай Александрович без персиков.
14. Не менее интересно иногда было наблюдать за отдельными категориями посетителей.
15. Очень много иностранцев — японцев, немцев, итальянцев.
16. А народу, может, больше, чем картин.
17. Проходив по залам галереи часа три и закончив хождения там же, где начинал, задумался: оказалось, что в галерее представлены только картины по начало XX века, а того, что дальше, нет. Тут же выяснил, что для обозрения современности необходимо явиться в другое здание Третьяковской галереи — на Крымском Валу. По карте определил, что это не очень далеко, километрах в двух к юго-западу, и вполне по силам добраться туда пешком.
18. Пошёл, любуясь церковно-купеческими окрестностями, а также сталинками и бизнес-центрами.
19. По пути забрёл пообедать в какую-то монастырскую трапезную. Пища там была скорее из разряда "более-менее сойдёт", но дешевле, чем в питерской Александро-Невской Лавре.
20. Странная фонтанная конструкция где-то неподалёку от первой Третьяковки.
21. До второй галереи я шёл по улицам с аутентичными московскими названиями: вначале по Большой Ордынке, Казачьему и Хвостову переулкам, затем пересёк Большую Якиманку и попал на стройплощадку, которую, естественно, стал обходить не с той стороны, с какой следовало бы. В итоге сделал крюк через Мароновский переулок, а так имел бы шанс пройтись по Крымской набережной или через парк "Музеон".
21а. В нём было, на что поглядеть...
22. Потом я кое-что видел из окна галереи.
23. Через дорогу от "Музеона" — в обратную сторону, был вход ещё в один парк — ЦПКиО им. Кой-Кого. Туда меня судьба также не занесла. Отсюда можно было 7 километров прогулять пешком вдоль Москвы-реки среди зелёных насаждений: по садам, паркам, скверам, набережным...
24. А вот ворота в "Музеон" и к галерее. Вообще, это здание Центрального Союза художников.
25. Вход в галерею подальше. Над ним висят два экрана, где появляются изображения разных шедевров. Само название галереи тоже меняет цвет.
26. Здесь у входа не Третьяков. Здесь пролетарский Геракл убивает гидру мировой буржуазии, в смысле перековывает меч на орало.
27. То снаружи, а изнутри, понятно, три или даже четыре этажа искусства XX века.
28. Искусство XX века очень разное, как и сам век.
29. Есть такое.
30. А есть такое.
31. Булыжник — оружие пролетариата.
32. Но — Самый Главный Экспонат: Чёрный Квадрат Малевича. Я с ним даже сфотографировался.
33. Некоторые залы оснащены телевизорами, показывающими что-нибудь тематическое: программу "Взгляд" или выступления Сталина.
34. Вот эта картина мне очень нравится — долго её разглядывал. Она всегда мне казалась такой, что ли, американской — ассоциации с жизнерадостными лицами с рекламы на обложках тамошних журналов. В советской традиции, по-моему, как-то не очень прижилось "солнечное" (если можно так сказать) направление: всё было более официозным и темноватым (но это не значит, что плохим).
35. А вот это очень русская советская картина.
36. Из окна в зале соцреализма открывается вид на Москву-реку, Храм Христа-Спасителя и небезызвестное творение Церетели — памятник Петру Колумбу.
36а. Он же ближе. Капреализм.
37. Четыре девицы под окном.
38. Крыша с воронами и болотом.
39. Тем временем искусство XX века...
40. ...плавно превращается в искусство современное. Хм... Путин-дзюдоист, что ли?
41. Картография страха.
42. Фрагмент. Это Манхэттен, поделённый террористическими группировками на сектора — зоны ответственности, так сказать.
43. Какая-то перестройка (мужик с коричневым воротником смахивает на Горбачёва).
44. В конце экспозиции посетитель попадает в мир Современного концептуального искусства...
45. Местами чересчур.
46. Но в основном оно какое-то такое.
47. Картишки любопытные.
48. Картишки-2.
49. Любопытно, что в Третьяковке довольно много Сталина — в самых разных видах. Ленин тоже присутствует, но как-то поменьше, по-моему.
50. Билет даёт право посетить одну из двух дополнительных временных выставок. На момент моего визита предлагался какой-то непонятный заморский (или наш) художник и выставка советского искусства середины 1950-х — конца 1960-х под историческим названием "Оттепель". Я выбрал её. Она тоже, что характерно, была связана со Сталиным — ведь отправной точкой для освещаемого выставкой периода послужила смерть Сталина, и его имя тут упоминалось.
51. Выставка. Вид сверху.
52. На выставке были представлены творения, либо созданные непосредственно в те годы, либо посвящённые им — для демонстрации духа времени.
53. Эта картина была "лицом" выставки (присутствует на обложке буклета о ней).
54. Кроме картин и скульптур, были и всякие артефакты.
55. Даже макет первого спутника.
56. Аккумуляторы фотоаппарата тут окончательно сели, поэтому дальше снимал только на телефон, в котором камера неважнецкая. Из галереи вышел через другой выход, в сторону набережной. Там был ремонт, большие деревянные игрушки и слоник.
57. В новой галерее я, как и в первой, тоже пробыл больше трёх часов — уже день шёл на убыль. Хорошо, что она работала до 9 часов вечера, и я успел всё посмотреть. Покинул её я около восьми. На этом Третья Ковка для меня завершилась.
58. Я отправился через Крымский мост в направлении метро. Бросил прощальный взгляд на набережную, где я не побывал. Пасмурнело. Хорошо, что в это время года темнеет поздно.
59. Посмотрел, да слегонца взгрустнув отчего-то, наверно, от утомления, пошёл себе навстречу башне с рекламой чемпионата мира по футболу 2018 года на крыше.
60. Если не ошибаюсь, эти автобусы используются как туалеты. Хотя, возможно, на них каких-нибудь туристов-паломников привезли в неподалёку расположенный ХХС.
61. Мусорный накопитель.
62. По пути попался очередной след Ленина в истории.
63. По очередному лабиринту из строительных заборов я вышел к станции метро "Парк Культуры".
64. В вестибюле меня встретил портрет Горького. Тут я понял, что это за парк культуры такой. Знаменитый Парк имени Горького.
0-я часть. Предыстория
1-я часть. Транссиб Приморский
2-я часть. Транссиб Дальневосточный
3-я часть. Транссиб Приамурский
4-я часть. Транссиб Амурско-Забайкальский
5-я часть. Транссиб Забайкальский
6-я часть. Транссиб Прибайкальский
7-я часть. Иркутская Транссибирская передышка
8-я часть. Транссиб Восточно-Сибирский
9-я часть. Транссиб в Новосибирске
10-я часть. Транссиб Западно-Сибирский
11-я часть. Транссиб Уральский и далее
12-я часть. Транссиб Подмосковный
13-я часть. Москва
14-я часть. Второй и третий дни в Москве
15-я часть. Из Москвы в Петербург
16-я часть. Санкт-Петербург
17-я часть. По революционным местам
18-я часть. Петропавловская крепость
19-я часть. Балтийский вояж
20-я часть. Малый туристический набор
21-я часть. Из Петербурга в Москву
22-я часть. Москва майская
23-я часть. Непонятная ситуация
24-я часть. Сити-17
25-я часть. 65-е апреля
26-я часть. Питерские дворики
27-я часть. От Невы до Яузы
28-я часть. Задворки Белого дома
29-я часть. Москва на рельсах
30-я часть. В поисках утраченного
Я когда жил в Москве - бывал в Третьяковке. И каждый раз уходил под сильным впечатлением. Вот она, сила искусства.
В то время второго здания не было и вся экспозиция была представлена в этом, основном. В том числе и картины XX века... Но мне они как-то не очень, по сравнению с остальными. Хотя теперь некоторые из них смотрятся очень любопытно, даже с исторической точки зрения...
Ну так они, картины XX века, уже тоже и есть история...