Денис Кокорин

единоличный сайт

Путешествие на запад, Часть 4-я. Транссиб Амурско-Забайкальский

Примерно после станции Магдагачи Амурской области, а может быть, и чуть пораньше, если ехать с востока, начинаются самые дикие и малообжитые (а частью покинутые) людьми места из всех на всём протяжении Транссибирской магистрали. Уступают им в этом и горно-таёжные края, стиснутые Енисеем и Ангарой с одной стороны, а Саянскими горами с другой, и глухие углы русского северо-востока между Ветлугой и Камой.

Тут, сначала по болотистой Амурско-Зейской равнине, затем по верховьям Амура с долинами его многочисленных притоков и отрогами восточно-сибирских гор, железная дорога огибает с севера китайскую Маньчжурию, чтобы через полуголые забайкальские сопки спуститься к Шилке — одной из двух рек, дающих начало Амуру. С запада эту территорию, гипотетическую несостоявшуюся Байкало-Амурскую область с центром в Тынде, можно ограничить посёлком Чернышевском Забайкальского края.

Современный скорый поезд проходит это расстояние менее, чем за сутки. Населённых пунктов тут немного, и все они небольшие, поэтому и станций с полустанками тоже немного. Однако на некоторых из них поезда стоят минут 15-20. Основные: Сковородино, Ерофей Павлович, Амазар, Могоча.

Станцию Сковородино проезжали на рассвете, стоянка там была недолгая. Этот небольшой городок славен тем, что некоторое время побыл областным центром целой Зейской области (в 1930-х годах). Тогда он назывался Рухлово. Но раз я его благополучно проспал, то и рассказывать о нём больше нечего. Кажется, ещё была мелкая остановка на станции Уруша, ну а после ожидался Ерофей Павлович, названный так в честь первопроходца Хабарова.

2. Приехали. На соседнем пути стоит почтово-багажный.

3. Одевшись потеплее (температура воздуха держалась в районе нуля), выбрался на перрон размять ноги. Обратил внимание на довольно милые скамейки и урны.

4. Далеко не отходил.

5. Одним глазком посмотрел вокзал и головы неких зверей (то ли драконов, то ли собак, то ли коней) на носу двух "лодок" (ладьи), обрамляющих лестницу у входа.

6. Подумывал залезть на виадук, но решил, что могу и не уложиться во время стоянки, пока буду там расхаживать.

7. Но окрестности немного изучил — ну так, самую малость, без излишеств.

8. Такси, вдруг кому понадобится (например, отстанете от поезда).

9. Объявили посадку, пора в путь-дорогу.

10. А путь-дорога пролегает по заснеженной тайге с редкими деревянными присёлками, почти на каждом доме в которых установлена спутниковая тарелка.

11. Через определённые промежутки проезжаем домики для железнодорожных рабочих, тоже преимущественно деревянные — причём зачастую они сложены не из брёвен, а из старых промасленных железнодорожных шпал — рельсы давно уж лежат на бетонных.

12. Регулярно попадаются и недействующие водонапорные башни — реликты паровозной эпохи.

13. Припоминаю, что ещё лет 15 назад некоторые из них были как будто действующие (может, законсервированные на случай ядерной войны), теперь таких, вероятно, совсем не осталось — большинство в полуразорённом состоянии.

14. Станция Жанна — это уже Забайкальский край.

15. Где-то здесь пересекаемся с автомобильной трассой "Амур", строившейся много лет и окончательно открытой совсем недавно — в 2010 году.

16. Она, конечно, добавила связности этой части страны, но глушь всё равно никуда не делась.

17. Об этом характерно говорит обстановка в вагоне. В каждом купе занята только одна полка, в нескольких — две. Боковушки почти все свободны: кроме моей, соседней, где едут тувинцы, и ещё одного или двух мест. Кстати, забыл в прошлый раз упомянуть: перед Белогорском в вагон села женщина — ехавшая, собственно, до этого самого Белогорска. Место у неё оказалось прямо надо мной. Ну а поскольку полка моя была разложена до состояния столика, то уселась она за него — напротив меня — ну, то есть, прямо на моё место. Я, в общем-то, ничего против не имел бы, если б в вагоне не было свободных нижних мест, но их было полно уже тогда, что было видно. Поэтому вежливо предложил перейти в аналогичное купе, где никто не ехал, так как ехать ещё три часа сидя (хоть и одну остановку) совсем не входило в мои планы. Пассажирка удивилась, но перешла. Вот не понимаю таких людей.

18. Вскоре (ну как вскоре — часа через полтора-два) показалась знакомая река — Амазар.

19. И станция, на которой можно было снова выйти и прогуляться.

20. Ну или посидеть на кортах. Кому что.

21. Пассажиров гостеприимно ждали киоски со всякой всячиной.

22. И редкие торговки. Вот она, "Амазарская Мадонна".

23. Раньше на станции был длинный деревянный базар, заполоняемый торговцами в ожидании поездов.

24. Ещё здесь было много малолетних попрошаек.

25. Теперь вроде как жизнь тут налаживается.

26. Местный транспорт.

27. Пока стояли, появился и загудел изо всех сил железнодорожный трактор с прицепом для багажа.

28. На глаза изумлённой публики разыгралась целая маленькая драма. Несчастный УАЗик-"буханка" перегородил дорогу пристанционному трудяге и мешал ему попасть вовремя на обед. Напрасно тракторист нажимал на клаксон, водитель отечественного микроавтобуса так и не появился — пришлось объезжать хитрым манером. И объехал-таки! Мастерство манёвра, вот как это называется.

29. Мы тоже двинулись дальше.

30. Я сделал вывод, что из окна можно наблюдать практически все имеющиеся занятия местных жителей. Во-первых, что само собой, это занятость на железной дороге.

31. Во-вторых, это лесодобыча.

32. В-третьих, энергетика.

33. В-четвёртых, добыча золота и чего-то там ещё.

34. В-пятых, связь.

35. Можно, конечно, присовокупить сюда подсобное сельское хозяйство и всякие лесные промыслы, но такие вещи заметного места, на мой взгляд, тут давно не занимают.

36. Возможно, до сих пор играет какую-то роль военная служба — края-то приграничные, однако точно не как в советские времена.

37. Основная работа, видимо, всё одно — "железка".

38. Станция Семиозёрный.

39. "Избушка на курьих ножках" после "евроремонта".

40. Очередной пласт нерастаявшего снега.

41. А скоро после этого моста — станция Могоча в одноимённом городке, маленький кусочек которого изображён на фото 34.

42. А на сегодня всё.

Продолжение следует

0-я часть. Предыстория
1-я часть. Транссиб Приморский
2-я часть. Транссиб Дальневосточный
3-я часть. Транссиб Приамурский

Нет комментариев

Оставить комментарий

Войти с помощью: