Денис Кокорин

единоличный сайт

Новый хватапарат

Как известно, фотография — опиум народа. Но кому-то для этого дела хватает телефона с функцией фотосъёмки, а кому-то подавай настоящую фотокамеру. Я отношусь к последним и до недавнего времени имел в своём арсенале две такие штучки: компактную и зеркальную (Canon PowerShot A620 и Canon EOS 450D) — обе сугубо любительского плана. По обзаведении зеркальной больше и чаще щёлкал кадры ею. Но год назад задумался о смене фотоаппарата.

Задумался почему? Во-первых, из-за неудобства в использовании (ниже поясню) имеющегося девайса, во-вторых, просматривая фотоархив за 10 лет, обратил внимание, что композиционно снимки с "мыльницы" у меня получались в массе своей лучше, чем с "зеркалки" (скажем, тут я регулярно заваливал горизонт).

Поразмыслив и поизучав вопрос, отчего так, пришёл к следующим выводам:
1) компактный фотоаппарат легче и меньше — я мог держать его одной рукой, двумя, обхватить и быстро повернуть так и этак, тогда как зеркальный из-за его габаритов и веса (пусть не таких уж и больших, как у профессиональных вариантов, но всё же) можно было взять лишь буквально двумя-тремя способами, и это накладывало определённые ограничения на его использование в съёмке;

2) в компактном фотоаппарате я целился и фокусировался преимущественно по экрану дисплея, тогда как в зеркальном, несмотря на наличие там функции LiveView, приходилось пользоваться в основном оптическим видоискателем, поднося его к лицу — и то ли из-за плохого зрения, то ли ещё чего-то мне это давалось сложнее (вообще, видоискатель — это пусть и не бесполезный, но рудимент фототехники, о чём я уже писал);

3) в компактном фотоаппарате был поворотный дисплей, а в зеркальном его не было, что создавало неудобство в ряде ситуаций — и кадры не получались (отсутствие поворотного экранчика, нужно сказать, довольно существенный минус для меня);

4) на экране дисплея компактного фотоаппарата у меня была включена сетка кадрирования "по правилу третей", что помогало быстрее и лучше построить композицию — на зеркальном фотоаппарате она тоже была, но в видоискателе не отображалась (или я не нашёл, как задействовать такую возможность);

5) автофокус компактного фотоаппарата мог фокусироваться почти по любой части кадра (хоть и не всегда правильно), тогда как зеркального исключительно по одной из девяти точек (вроде так) — я использовал чаще всего центральную в ручном режиме, иногда выбирал другие;

6) компактный фотоаппарат поддерживал карты памяти ёмкостью, кажется, до 4 гигабайт, а в зеркальном у меня стояла уже карта на 16 — в первом случае мне зачастую приходилось выбирать кадры и экономить место (максимум с моего 8-мегапиксельника вмещалось чуть более 600 снимков в лучшем качестве, если не ошибаюсь), а во втором я мог очень долго щёлкать направо и налево сколько угодно и что угодно (с 12-мегапиксельника на такую карту влезало что-то около 4000 фотографий в формате jpeg);

7) компактный фотоаппарат питался от аккумуляторных батарей, заряда которых при активной съёмке хватало кадров, наверное, на 400, а аккумулятор в зеркальном фотоаппарате мог вытянуть и пару тысяч — это, опять же, принуждало использовать первый аппарат экономнее.

Можно ещё добавить относительно перемещения камеры: компактную иногда просто засовывал в карман, а для зеркальной уже требовалась какая-нибудь сумка, причём немаленькая, или рюкзак. В весе и габаритах есть свои преимущества, но получалось так, что второй во многих случаях и носить не хотелось (но я носил — ставил камеру в открытый кофр, а кофр засовывал в обычный городской рюкзак).

Также не очень удобен был мой фотоаппарат для родственников и знакомых — если за него брался не я, а кто-то не сильно разбирающийся в этом деле, то нужный результат получался не всегда, даже если я всё настраивал и объяснял. При этом у всех снимавших было разное зрение, а то, что стоит подкрутить диоптрии у видоискателя, вспоминалось редко, да и дело это не секундное.

Конечно, с 2009 года научно-технический прогресс не стоял на месте, а маркетологи и потребители двигали вперёд применение его достижений. Уже повыходили новые зеркальные фотоаппараты, имеющие и хороший поворотный экран, по которому можно спокойно фокусироваться, и много других полезных функций, но, как оказалось, почти все они в процессе своего развития прибавили и в весе, а это напрягало.

В общем, я решил, что мне нужна просто продвинутая "мыльница", то есть не очень большая любительская фотокамера с расширенными возможностями ("как у зеркалки"). Изучив немного современную фототехнику, требования к ней выдвинул следующие:
1) матрица формата APS-C или больше (больше площадь матрицы — больше на неё попадает света);
2) поворотный дисплей с большим экраном хорошего разрешения (не вглядываться же, как в микроскоп);
3) фокусировка по дисплею и возможность включения на нём экранной сетки;
4) возможность выбора точки фокусировки;
5) объектив с переменным фокусным расстоянием либо возможность смены объектива;
6) разрешение 16 мегапикселей или больше (для печати фотографий А3 оказалось предпочтительным именно такое);
7) возможность сохранения снимков в формате RAW;
8) наличие разных режимов съёмки — автоматических и ручных с гибкими настройками;
9) желательно встроенная вспышка;
10) обязательно возможность снимать видео, хотя бы примитивное.

Выдвинуть выдвинул, но чего-то строго подходящего под эти параметры среди представленных на рынке продвинутых компактов не нашёл, зато обнаружил, что за прошедшие годы неплохо развились так называемые беззеркалки, среди которых нашлись модели, подходящие под мои требования. Я исследовал вопрос подробнее и, сравнив разные фотоаппараты от разных производителей, снимки с них и отзывы пользователей, остановился на конкретном фотоаппарате.

Мой выбор пал на FujiFilm X-A2 в комплекте с двумя объективами.

Вот он:

Данная камера отлично подошла под мои требования: матрица размером 23.6 х 15.6 мм (кроп-фактор 1,5), что, оказывается, больше, чем на моей кэноновской зеркалке 450D — там физический размер матрицы 22.2 х 14.8 мм (кроп-фактор 1,62), фокусировка по дисплею, который поворотный (а видоискатель вообще отсутствует), три вида экранной сетки, 49 точек фокусировки, сменные объективы, видеосъёмка в FullHD и многое другое. Кроме того, японческие маркетологи знали, чем ещё завлечь меня: всунули в камеру режимы имитации плёнки, а саму камеру выпустили в ретро-стиле.

Правда, к моменту, когда фотик окончательно попал в моё поле зрения, средств на его приобретение у меня не осталось, и я находился в поисках работы или какого-нибудь другого сравнительно честного способа отъёма денег у населения. Поэтому было не до затратных покупок. Тем не менее, новый, 2016 год, принёс кое-какие плоды в этом плане. Я продал фототехнику, почку и родину, ещё чуть-чуть подзаработал, и нужная сумма у меня появилась.

Однако и цена за это время на месте не стояла. Сначала я решил, что ну его нафиг — обойдусь старенькой "мыльницей", а деньги потрачу на что-нибудь полезное — есть и пить надо, в конце концов. Однако пощёлкав ей пару месяцев, в восторг от получаемых результатов не пришёл и задумался. Вариантов стояло два: быть без денег, но с фотоаппаратом, или быть и без денег, и без фотоаппарата. Выбрал третий и самый разумный: быть и с деньгами, и с фотоаппаратом.

Хотя ситуацию с покупкой можно примерно отобразить следующей картинкой:

Пришлось даже съездить за ним в Уссурийск, где он (видимо, по недосмотру) продавался существенно дешевле, чем во Владивостоке. С учётом затрат на поездку, это позволило сэкономить 2000 рублей. Причём на сайте магазина я забронировал его в обед, а после обеда цена уже выросла на эти самые две тыщи, да ещё с половиной (исправили ситуацию!). Было опасение, что по старой цене не отдадут. Но нет — оно оказалось напрасным. Приехал — всучил деньги — забрал товар. Сделал себе подарок ко Дню Космонавтики.

И вот, после пары недель не очень активного, но использования я уже могу высказать своё весомое мнение о бочках мёда, ложках дёгтя и тарелках супа, то есть плюсах, минусах и особенностях данного фотоаппарата.

А первые впечатления такие: фотоаппарат — бомба, объективы — огонь, получаемые снимки — отвал башки. :)

Не без недостатков, но достаточно хорош.

Если подробнее.

1. Один из главных плюсов это, конечно, поворотный экран — его мне не хватало больше всего. Можно даже сказать, что я по нему скучал. Здесь он позволяет снимать в четырёх позициях: обычной (т.е. прямо, без поворота), "от пуза" (т.е. поворотом вверх), с вытянутых над головой рук (т.е. поворотом вниз) и в селфи-режиме (т.е. поворотом почти на 180 градусов). К сожалению, вбок и вправо-влево не поворачивается, но, к счастью, такое бывает нужно не слишком часто.

2. Второй, не менее важный плюс, это довольно точная, на мой взгляд, цветопередача. Кто-то не согласится, но я считаю иначе. А считаю так, потому что на Canon EOS 450D я таковой добивался редко. Здесь же как раз наоборот. Разница в точности — космос. Может быть, у меня голова не та, глаза неправильные и руки кривые, но совпадений больше. (Ну и, честно говоря, мне поднадоел кэноновский тёплый цвет, захотелось чего-то более холодного).

Впрочем, если снимать на автомате и в помещении с искусственным освещением, то с цветом будут проблемы. Это минус. Надо, видимо, крутить баланс белого. Пишут, что ФуджиФильм ещё зелень ядовитой делает, но посмотрим, посмотрим. А есть ведь и RAW, который здесь я пока практически не изучал.

3. Третий плюс это наличие так называемых режимов моделирования плёнки.

Стандартный режим (Provia) выглядит так:

Посмотреть чуть большего размера на Яндекс-фотках

А есть ещё Velvia (Яркий):

Посмотреть чуть большего размера на Яндекс-фотках

И Astia (Бледный):

Посмотреть чуть большего размера на Яндекс-фотках

А вот, например, Classic Chrome (Классик Хром):

Посмотреть чуть большего размера на Яндекс-фотках

На мой взгляд, Классик Хром лучше всего подходит, чтобы снимать всякий транспорт (корабли, паровозы, самолёты), старые здания и памятники и оживлённые городские улицы:

Посмотреть чуть большего размера на Яндекс-фотках


Посмотреть чуть большего размера на Яндекс-фотках

В общем, Классик Хром это фотки с цветопередачей вот в таком духе.

Есть, понятно, ещё чёрно-белая и сепия.

4. Следующий огромный плюс в том, что фотоаппарат, несмотря на любительский уровень, позволяет достаточно тонко настраивать его. А кроме этого, в нём много других хитрых режимов, фильтров, настроек, их все я не успел попробовать (например, создание одного кадра из двух с разными экспозициями). Приведу пару-тройку фоток с чудными свойствами.

По-моему, это называется эффектом ломографии:

А это я не знаю, как называется, но смотрится прикольно:

Хорошо, наверное, таким образом заснимать каких-нибудь раскайфованных хипстеров или стритрейсеров (первые ассоциации почему-то такие).

А это режим миниатюры (диорамы), но фотку я запорол, а другой нет:

Типа края размытые, а в середине резко.

5. Запорол фотку я во многом потому, что у фотоаппарата имеется минус: легко крутящиеся колёсики и легко нажимаемые кнопки. Последние можно заблокировать, но в остальных случаях надо быть осторожнее. Не раз случайно сбивал значения экспозиции и диафрагмы, которые настраиваются с помощью этих самых колёсиков.

Вот, для примера, фотография, которую я сильно затемнил, сбив экспозицию, пришлось вытягивать в фотошопе (получилось так, как получилось):

Посмотреть чуть большего размера на Яндекс-фотках

6. Другая особенность, отчасти связанная с предыдущей, это настройка яркости экрана. Если снимать на ярком солнце, то изображение на экране может быть видно плохо. Чтобы исправить, нужно зажать специальную кнопочку Q справа от него, и тогда экран станет ярче — при этом картинка на нём теряет часть цветов и становится белёсой (почему-то об этом почти никто нигде не упоминает). Если забыть, то можно выкрутить экспозицию не в ту сторону. Да, и ещё в таком режиме быстрее расходуется заряд аккумулятора.

7. Кстати, о заряде аккумулятора. Как пишут и говорят, беззеркалки много жрут энергии, особенно лишённые видоискателя. Fujifilm X-A2, пожалуй, от таковых отстоит дальше обычного. Лично мне первого заряда хватило на 10 дней. Но, как я уже заметил выше, пользовался фотоаппаратом не слишком активно — нащёлкал около 400 кадров, а большую часть времени ковырялся в настройках, плюс пару раз забыл выключить, поэтому на сколько же в реальности хватает заряда, пока не знаю.

8. Как я понимаю, чтобы дополнительно сэкономить энергию аккумулятора, можно ещё включить так называемый бесшумный режим (в фотоаппарате он высвечивается почему-то как "съёмка в музее") — отключаются звуки, издаваемые фотокамерой, подсветка экспозиции и вспышка (да, кстати, в камере есть встроенная вспышка — и, кажется, она ещё и в двух направлениях может отрабатывать, но не проверял). Минус — бесшумный режим бесшумный только на 90%, так как звук щелчка затвора остаётся. Правда, он не громкий и хлопающий, а мягкий и приятный.

9. Много приходилось встречать отзывов о медлительности автофокуса в данном аппарате и общей тормознутости процесса съёмки. Касательно последнего я, сделав несколько кадров, понял, в чём дело. Так как фокусируешься по экрану дисплея, то при нажатии кнопки спуска затвора изображение на экране по естественным причинам исчезает на мгновение — от этого создаётся иллюзия, что камера "думает". И если снимать что-нибудь тёмное при малом количестве света, то, само собой, она задумывается.

Относительно скорости и цепкости автофокуса. Серьёзная проблема с этим на X-A2 только при съёмке видео — лучше пользоваться ручной фокусировкой. Если говорить о фотосъёмке, то в сравнении с Canon EOS 450D, на мой взгляд, дело обстоит примерно одинаково. Интересно, что если почитать отзывы на, скажем, более современный Canon EOS 650D, то там пользователи жалуются на всё то же самое. Видно, это проблема большинства дешёвых любительских фотокамер.

Что ж, кому не нравится автомат, может взять себе пулемёт за 200-300 тысяч российских федеративных рублей: какой-нибудь Nikon 4Ds или Canon EOS 5D Mark III, ну или хотя бы 760D за 60-70 тысяч. А без объектива и б/у они будут стоить ещё дешевле! :)

Но вернусь к Fujifilm X-A2. Автофокусу и вообще всему полностью автоматическому я не очень доверяю (разве что в режиме съёмки быстро движущихся объектов или портретов — тут есть забавный режим автоопределения лица по глазам), поэтому из 5 присутствующих вариантов фокусировки отдал предпочтение полуавтоматическому, когда выбираешь точку сам, а остальное уже делает фотоаппарат — благо, тут этих точек дофига (49 — для меня это много).

10. Теперь об объективах. Их в комплекте, напоминаю, два (похоже, именно из-за этого так задрали цену, в отдельности-то покупка дополнительного объектива обойдётся чуть ли не вдвое дороже): Fujinon 16-50mmF3.5-5.6 OIS II + 50-230mmF4.5-6.7 OIS II. Не очень удобно, пожалуй. Я бы предпочёл один ультразум (16-200, скажем, но такой, по слухам, должны выпустить только где-то в 2017-2018 годах) и два-три "фикса". Есть у FujiFilm 18-135, но "элитный" и в комплектации к этому фотоаппарату не поставляется.

Посему: чем богаты — тем и рады. На мой дилетантский взгляд объективы очень неплохие — собраны в Китае. Резкие, как понос. Даже телевичок на дальнем конце:

По весу и размеру они почти не отличаются от 18-55 и 55-250 от бывшей моей зеркалки, но почему-то смотрятся компактнее. Вот фотосравнение объективов FujiFilm 50-230 OIS II и Canon EF-S 55-250 IS:

Несколько удивили белые пластиковые крышечки, но это ерунда — они всего-лишь заглушки. Зато в комплекте к ним шли бленды. Раньше никогда блендами не пользовался — а весьма полезные вещицы оказались.

Минус. Объективы сторонних производителей, подключаемых как через переходник, так и накручиваемых на родной байонет, будут работать только в ручном режиме.

11. О весе и размерах. Объективы — практически такие же, как для зеркалки (только более обтекаемой формы), а вот сама камера меньше и легче 450D — где-то граммов на 200-300. Казалось бы — вроде немного, но эта разница ощутима, и существенно. Различие в габаритах тоже наглядно — фотоаппарат свободно умещается в небольшую китайскую сумочку. Второй объектив тоже. Если заместо комплектного объектива нацепить какой-нибудь фиксированный, то камера, пожалуй, и в большой карман залезет. Он и с комплектным, в принципе, поместится, только выпирать будет.

Так-то для X-A2, как и для зеркалки, желательна отдельная сумка или чехол, в котором камеру можно закинуть в сумку, но, понятно, меньшего размера, чем для зеркалки.

12. И ещё об одном минусе. Не самый серьёзный, но минус — это комплектное ПО (программное обеспечение). Если точнее, программа для импорта фотографий с камеры на компьютер — она убогая. Кроме того, шнур-переходник в комплект не входит (первый раз такое вижу — вероятно, предполагается, что пользователь-хипстер будет сбрасывать фотки через Wi-Fi на свой смартфон и сливать куда-нибудь в Инстаграм), а напрямую с карты памяти прога видит все фотографии, как новые. Да и внешний вид оболочки этой программы оставляет желать лучшего. Прилагается также RAW-конвертер, но он вроде нормальный.

13. Некоторые особенности.

Первая. Время записи фотографий камеры устанавливается по принципу "до полудня" и "после полудня".

Вторая. Как пишут пользователи (да и в руководстве пользователя то же упоминается), когда счётчик кадров достигнет 9999, его придётся сбрасывать вручную (странное дело).

Третья. Когда карта памяти будет отформатирована или вставлена новая, счётчик кадров начнётся сначала — с 0001.

Четвёртая. В Canon можно было вписать в EXIF имя владельца, а здесь вроде нельзя. Печалька.

Пятая. В старших моделях FujiFilm этой серии установлена некая "фирменная" матрица FujiFilm X-Trans CMOS, которую почему-то очень хвалят. Здесь же установлена "обычная" матрица CMOS (как в Кэноне, скажем). По идее, первая должна "уделывать" вторую по цвету. Но, разглядывая снимки с разных аппаратов, глубокой разницы между ними не уловил.

Выводы.

Fujifilm X-A2 — разумный компромисс между компактным и зеркальным фотоаппаратами. Откровенно говоря, даже захотелось научиться фотографировать. :)

Могу ли я рекомендовать эту камеру к приобретению? Нет. Почему же? Потому что я её выбирал, исходя исключительно из своих потребностей, возможностей и ожиданий и, если вы не я, то ваши потребности, возможности и ожидания, конечно же, могут быть несколько иными. Впрочем, если Фуджифильм зашлёт мне денег или какую-нибудь полезную штуку (объективчик или удобную сумку, а на худой конец и светофильтр пойдёт), то вариант с рекомендацией можно будет пересмотреть. ;)

Короче говоря, как-то так. Для меня решающим было мнение "человека с большим сердцем". Надеюсь, мои впечатления и наблюдения тоже кому-то пригодятся. Возможно, даже мне — когда я что-нибудь забуду, то полезу сюда посмотреть и сразу вспомню и пойму, какой я был молодец, что это всё написал. :)

Осталось только научиться фотографировать.

Щелчок затвора как щелчок очередного раздавленного воздушного пузырька на пакете.

2 комментария на «“Новый хватапарат”»

  1. Буду добавлять здесь какие-либо замечания по фотоаппарату, опущенные в основной заметке.

    1. Пожалуй, не помешал бы сенсорный экран.

    2. Автоматический режим SR+ на удивление хорош и точен в плане передачи цвета, света и т.п.

  2. 3. Если забыть снять бленду с объектива 16-50, то при съёмке со вспышкой (при недостаточном освещении) будет тёмное пятно в углу (у меня справа внизу) - тень от бленды.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.