Денис Кокорин

единоличный сайт

Дворики

Из местного музея водят экскурсии по дворикам в исторической части Владивостока. Берут по 300 рублей, что ли, с носа. Короче говоря, ведут народ по дворам и рассказывают, как оно тут было когда-то.

А я тем временем без всяких музеев обследовал примерно 70% всех этих самых двориков в центральной части. Осталось, правда, ещё некоторое количество двориков "на сладкое" — в основном, которые не проходные. И плюс те, куда просто так не проникнешь. Но тем не менее. Вполне сам могу уже экскурсии проводить, наверное — только без исторических рассказов.

Зачем я ходил по дворам? Цели поставил перед собой две: найти все проходные дворы и найти интересные объекты. С интересными объектами, думаю, всё ясно, а зачем нужно знать о проходах? Не всем очевидно, но через дворы часто можно сократить путь, а при случае даже скрыться от кого-то. Надо просто знать и помнить, куда стоит идти, а куда не стоит.

Интерес к проходу через дворы возник ещё и потому, что во Владивостоке стало слишком много автомобилей. Они есть и во дворах, но дворы это всё же не улицы и магистрали. Путь с работы до дому я иногда проделывал пешком, а это занимало у меня порядка полутора часов. Через выхлопные газы, шум и нередко летящие из-под колёс камни и грязь идти было невесело.

Тогда я стал изучать город изнутри, проходя по дворам и проездам сквозь кварталы, а не по обтекающим их улицам. Сначала я заглядывал в соседние с этими улицами дворы и проезды, затем углублялся внутрь микрорайонов. Таким образом было отыскано немало секретных проходов, тропинок и прочих прелестей внутригородских пространств. К тому времени уже появились спутниковые снимки Владивостока, что облегчило задачу.

Критерий предпочтений для прохода был таков. На первом месте были, конечно, сами дворы и придомовые территории. На втором — скверы, парки, аллеи и набережные. На третьем — территории школ, детских садов, больниц и тому подобных заведений. Далее шли межквартальные проезды, переулки, рынки и проезды-проходы через территории гаражей. После — второстепенные улицы, "козьи тропы" и железные дороги. На последнем месте шли главные дороги.

Едешь, бывало, на электричке, автобусе или трамвае и примечаешь: ага, тут можно в закоулок свернуть, здесь мостик есть, а там неплохо утоптанная тропа в гору подымается. Потом приходишь в это место и проверяешь, куда и как можно пройти. Собственно, выяснилось, что 90% Владивостока в плотно застроенной его части можно пройти, не выходя на основные улицы (хотя пересекать их всё равно придётся).

Но, само собой, у дворов и прочих территорий вне главных улиц есть свои недостатки. Некоторые дворы (в основном, в центре города) закрывают на ночь, некоторые двери и ворота бывают заперты на замок. Во дворах частенько встречается грязь и мусор, кое-где тебя сопровождают неприятные запахи. Есть также дворы, где почти всегда ошиваются подозрительные личности.

В последние пару лет ряд дорожек и проходов, ранее очень удобных для сокращения пути, перекрыли заборами. Обычно в таких местах устраивают автостоянки. Но также это касается территорий многих школ и социальных учреждений. Я уж не говорю о коммерсах, поселяющихся в отдельно стоящих зданиях и считающих долгом перекрыть проходы к зданию со всех сторон, кроме одной. То же относится к жильцам, оформившим землю возле домов в частную собственность.

Когда в предыдущие годы бывал в Иркутске, несколько раз пробовал там срезать путь через кварталы и почти всегда натыкался на тупик в виде забора, гаража, воткнутого между зданиями, калитки или ворот на замке. Возможно, через какое-то время и во Владивостоке будет такая же штука — сюда с запада страны всё приходит с опозданием в несколько лет.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.