Денис Кокорин

единоличный сайт

Прочитано в 2014 году

О некоторых книгах, прочитанных в прошлом году.

1. Константин Паустовский - "Повесть о жизни"

Давно хотел прочесть. Случайно обнаружив в продаже букинистический семитомник собрания сочинений Паустовского, немедленно его нахватил, о чём уже здесь упоминал. "Повесть о жизни" — это не одна книжка, а шесть. В них автор рассказывает о событиях своей жизни, журналистско-редакторско-писательской работе и происходящем вокруг с людьми и страной (правда, оказалось, что биография художественного Константина Паустовского не в полной мере соответствует биографии реального Константина Паустовского; часть её он, по-видимому, придумал для передачи "духа времени").

Надо сказать, первую книгу цикла под названием "Далёкие годы" я прочитал ещё в далёкие годы, и, примерно помня, что в ней было, перечитывать не стал. Зато без особого труда поборол остальные пять: "Беспокойная юность", "Начало неведомого века", "Время больших ожиданий", "Бросок на юг" и "Книга скитаний".

Вкратце о содержимом книг.

Первая книга — "Далёкие годы" была про детство писателя, большую часть которого он провёл в Киеве начала XX века, и заканчивалась незадолго до поступления в Киевский университет.

Вторая книга — "Беспокойная юность" — открывается как раз студенческими годами. Затем начинается Первая Мировая война, событиям во время которой и посвящена вся оставшая часть книги. Рассказывается про Москву, московский трамвай, где Паустовский трудился в основном кондуктором, про санитарные поезда на фронтах Польши и Белоруссии, работу в Юзовке и Таганроге.

Третья книга — "Начало неведомого века" охватывает три года революции, гражданской войны и интервенции (1917-1920). Действия большей частью происходят в Москве, немного в Средней полосе, а также на Украине, в Киеве и Одессе.

Четвёртая книга — "Время больших ожиданий" почти вся о жизни (или выживании) и работе в Одессе, есть немного про Крым и Кавказ. Тут охвачены уже 1920-1922 годы. Немало рассказано про всяких писателей (Бабель, Ильф и другие).

Пятая книга — "Бросок на юг" — это о Закавказье (Сухум, Батум, Тифлис), она чуть более скучновата (исторические события понемногу остаются в прошлом), посвящена 1922-1924 годам.

Шестая книга — "Книга скитаний", о конце двадцатых — начале тридцатых годов. Она преимущественно про жизнь и работу в Москве, поездки в Мещёру, Кара-Бугаз и Ленинград.  Здесь опять много про разных писателей: Булгакова, Ильфа и Петрова, Горького и прочих.

К сожалению, Паустовский не успел закончить начатое. Насколько я понимаю, должно было быть, по крайней мере, ещё три или четыре книги: седьмая — от 1934 до 1941 года ("Ладони на земле", которая частично даже была написана), восьмая — 1941-1945 годы, девятая и десятая — 1945-1960 годы и далее.

Общие впечатления. Персонаж Константина Паустовского мне показался немного придурковатым, хотя для нормального творца это естественное состояние (знаю по себе :)), так что без претензий.  В общем и целом "Повесть о жизни" можно рекомендовать всем, кто интересуется первой четвертью двадцатого столетия в России-СССР и любит пребывать в облаках. Очень интересно, на мой взгляд, особенно первые четыре книги (но и последние две тоже стоят прочтения).

Жаль, что с момента прочтения "Повести о жизни" прошло немало времени, и многие мысли и впечатления уже подзабылись, но они были, как говорится, строго положительные. Эпоха: удивительная, ужасная и грандиозная — хорошо чувствуется из текста. И люди, её населявшие, тоже. Это главное.

Запомнился забавный и по-своему неожиданный диалог из главы про бои между юнкерами и красногвардейцами в Москве октября-ноября 1917 года:

— Эй вы, темляки-сопляки! — кричали красногвардейцы. — Хватит дурить! Бросай оружие!
— У нас присяга, — кричали в ответ юнкера.
— Кому присягали? Керенскому? Он, сукин кот, удрал к немцам.
— России мы присягали, а не Керенскому!
— А мы и есть Россия! — кричали красногвардейцы. — Соображать надо!

Оказалось у Паустовского также много и про Украину, я даже цитаты как-то приводил (там не только о ней).
 

2. Николай Гоголь - "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород"

Тоже давно требовавшие прочтения книжки. Ещё в позапрошлом году прикупил, да всё руки как-то не доходили всерьёз взяться, только "Сорочинскую ярмарку" осилил. Наконец дошли. Взялся. Хотел прочитать "Вий", чтобы посмотреть советский фильм, а потом современный (из спортивного интересу), но пока не посмотрел.

Ну что тут можно сказать? Гоголь он и есть Гоголь. Несколько иного я ожидал от не читанных доселе произведений, но и те, что читал в школе ("Майская ночь, или утопленница", "Ночь перед Рождеством", "Тарас Бульба"), перечитал, так как почти всё или многое уж не помнил из них. Несколько иного — это значит, что мозг рисовал одну картинку, а в итоге оказывалась другая, но так было даже интереснее.

В общем, красоты описаны красотами, пошлость пошлостью, глупость глупостью, а смелость и лихость смелостью и лихостью. Но, скажем, по сравнению с "Мёртвыми душами", как по мне, "Вечера..." и "Миргород" ещё "сыроваты", видно, что уже начал расписываться писатель, но ещё не вошёл в раж. Примерно такое впечатление от них.

Идеи для сюжетов, я так понимаю (надо исследовать как-нибудь этот вопрос поглубже), взяты преимущественно из народного творчества и переработаны. Своеобразное, конечно, творчество у народа было, но тем оно, наверное, и интересно. :)

В данном конкретном издании "Эксмо" не понравилось, что в тех случаях, где должно было стоять "Украйна", исправлено на "Украина" (проверил по советскому изданию). И это, поди, не всё.

 

3. Борис Акунин - "Нефритовые чётки"

Когда-то подарили на день рождения, наконец решил приобщиться. В книжке собраны рассказы и повести гражданина Чхартишвили про приключения самосыщика Эраста Фандорина в конце XIX века в разных частях света: в Японии, России, Англии, Америке, Франции. Благо с творчеством гражданина, скрывающегося под псевдонимом Б. Акунин, знаком, главным образом с детективами о Фандорине, поэтому особо нового ничего для себя не открыл.

Оценка. Неплохое развлекательное чтиво. Местами немного пошловатое, правда (как по мне — сам авторский стиль подачи материала пошловат, подробнее не скажу). При чтении ещё вкралось подозрение, что автор не шибко хорошо знаком с историей, однако точность подозрений не проверял. Всё остальное в книжке понравилось — свою развлекательную цель она выполнила. Многие вещи (образы, ситуации) из неё почему-то даже запомнились.

 

Резюме

1. Очень мало я в 2014 году прочитал нехудожественных книг, в основном, читал художественные, из нехудожественных одна упомянута здесь: прочитано в январе 2014. Некоторые начал, но отложил, некоторые читаются мной уже два года, некоторые ещё находятся в процессе прочтения или дочитаны в 2015 году. В своё оправдание могу сказать, что читал столько художественной литературы, чтобы "подпитываться", так как сам писал (и пишу) и надо знать, как это делают другие. С другой стороны, я не из тех людей, кто считает, что художественная литература,  в том числе и беллетристика, — мусор, на который не стоит тратить времени. Надо просто понимать, что и зачем читаешь.

2. Аж несколько книг прямо или косвенно касались Украины. Однако это скорее мистическое (скажем так) совпадение — никакого прямого отношения мой выбор этих книг не имел к событиям на Украине. Но, естественно, при чтении те или иные мысли всё равно касались их.

3. Большинство книг было прочитано в бумажном виде. С экрана монитора я уже второй год не могу дочитать (в час по чайной ложке читаю) две нехудожественные книжки. Может быть, со смартфона или электронной читалки дело бы шло лучше, но у меня их нет. Хотя есть и другие две недочитанные книжки и в бумажном виде. Потому что они плохо сделаны, и их попросту неудобно читать.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Войти с помощью: