Денис Кокорин

единоличный сайт

Новости торговли

Решил прикупить пару шмоток — прошёлся по магазинам. Передо мной предстали полупустые торговые центры и крытые рынки со скучающими продавцами в коридорах, безнадёжно предлагающими второсортную продукцию по завышенным ценам. "Ну, купите хоть что-нибудь!" — умоляюще посмотрели на меня в одном месте.

Удивительно, но в основном приказческий люд попался вежливый, лишь пару раз отнеслись пренебрежительно, а нахамили всего однажды. Когда уходил без покупки, иногда даже советовали, куда ещё в городе можно заглянуть, чтобы найти искомое. В результате затоварился у сетевиков: цены почти такие же, а одежда по качеству вроде лучше.

С торговлей, в том числе и ширпотребом, как видно, стало ещё хуже. Сразу понятно, какой магазин скоро закроется, а где пока теплится жизнь. Много помещений, сдаваемых в аренду. Непроходные коридоры и дальние закутки, как правило, пустуют. Сообщения о скидках недвусмысленно намекают, чей конец близок.

Интересное дело: первыми пали многие магазины, открытые ещё в советское время. Причём те, чья специализация более-менее сохранилась до сего времени, преимущественно действуют — и в людных, и в малолюдных местах. Те же, что перепрофилировались или разделились на бутики — часто месяцами и годами стоят с надписью "Аренда".

Вообще, вот это разделение изначально одной большой площади на несколько мелких, особенно с разными входами, — самый верный путь к смерти магазина. Да и не только магазина, пожалуй. А рядом с крупными торговыми центрами такие однозначно не выдерживают конкуренции.

Налицо кризис перепроизводства торговых площадей. Кажется странным, что не прекращается строительство новых. С другой стороны, оно уже не такое хаотичное, как раньше, если не считать захватов первых этажей жилых домов — заводы, стадионы и кинотеатры давно растащены и попилены. Новый торгаш подходит к делу тоньше.

Если раньше господствовал принцип "отнять и поделить" (отнять готовую крупную площадь и поделить между мелкособственниками-арендаторами) и его версия "захватить кусок земли, отстроить и поделить", то теперь такой подход начал давать сбои. По идее, лет через десять он должен перестать быть главным.

Сейчас по инерции большинство предпочитает действовать по старинке, однако потихоньку начинает пробивать себе путь и другой подход. В западной части страны он, вероятно, уже вовсю распространён, а на востоке, с его огромными пространствами, едва преодолел зачаточную стадию.

Тенденцию в торговле можно обозначить тремя словами: сетевизация, монополизация, универсализация. С сетевизацией понятно — магазинам, объединённым одной вывеской или одним хозяином, проще выжить и выиграть в конкурентной борьбе. По-видимому, поэтому сети преимущественно развиваются по узкоспециализированным направлениям.

Сетевизация неминуемо ведёт к монополизации. Мелким торговцам в дурное экономическое время становится худо, и они уходят, пополняя ряды неудачников-пролетариев. А сети остаются. Остальные "мелкаши" ищут, где поглубже, и обращают внимание на крупные торговые объекты в хороших местах, которые могут позволить им протянуть подольше.

Но, очевидно, и это не навсегда. Крупные торговые объекты тоже, по большей части, занимаются сетевиками. К тому же, часть таких объектов стремится к универсализации — превращению в "город магазинов" и не только их: но ещё кафе, спортивных залов, кинотеатров и т.д. — чтобы зашедшие проводили там как можно больше времени.

Короче говоря, по сути всё сегодняшнее новое в торговле есть только повторение старого — всё идёт туда, куда надо, по классическим схемам, лишь с небольшими нюансами. А куда? К централизации и монополизации уже в рамках всей страны, а не города или региона. Но ещё долга эта дорога.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Войти с помощью: