Денис Кокорин

единоличный сайт

Про жизнь в Москве

Вот уже шестой год проживаю в Москве и, как это водится, могу выступать в соответствующем жанре, то есть делиться опытом, впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе моего проживания в столице.

Начать, конечно, надо с самого интересного — с денег, т.е. с финансовой стороны жизни в Москве. Многих, в общем-то, Москва притягивает возможностями именно в этом плане.

Ответственно заявляю, что без учёта жилья (собственной жилплощади или съёмного угла / койко-места / комнаты / квартиры) для того, чтобы выжить в Москве, трудоспособному человеку понадобится примерно 30 000 рублей в месяц. Речь именно об удовлетворении базовых потребностей. Если верить Правительству Москвы, то прожиточный минимум для трудоспособного населения в 2024 году в Москве составляет 25 879 рублей в месяц. Считаю эту цифру объективно отражающей реальность. Безусловно, многое зависит от уровня потребления конкретного человека, но чтобы банально выжить, 25-30 тысяч — достаточная сумма. Да, придётся во многом себя ограничивать, но в целом ног не протянешь.

Чтобы чувствовать себя относительно комфортно, то, опять же без учёта жилья, трудоспособному человеку для проживания в Москве нужно примерно 40-50 тысяч рублей в месяц. С этим уже можно иногда позволить себе культурно отдохнуть или заняться своим здоровьем и даже откладывать понемногу. В крупных покупках человек с таким доходом будет стеснён, причём речь не о квартирах-машинах, а о тратах на более банальные вещи: раз-другой сможешь позволить себе купить хорошую обувь, но, чтобы накопить на новый компьютер или нечто подобное, придётся ужаться.

Уровень дохода в Москве, который, без учёта жилья, позволяет не только удовлетворить основные потребности, но и получать умеренно что-то сверх того, это примерно 60-70 тысяч рублей в месяц. Не стоит с таким доходом особо рассчитывать на дорогие покупки или частые путешествия, но просто жить он позволит довольно сносно. Вероятно, это также минимальный вариант, который позволяет содержать автомобиль — в предыдущих случаях автомобиль вряд ли можно подразумевать вообще (но я не специалист в вопросе, не знаю). Соответственно, ежемесячный доход 80-100 тысяч рублей и выше, без учёта жилья, открывает всё новые возможности и позволяет жить в Москве всё менее стеснённо в финансовом плане, переходя на иной уровень потребления или накопления. Опять же, здесь везде речь идёт об одиноком относительно здоровом человеке без детей.

Но всё это акутально, если есть где жить. Если ты москвич со своим жильём или приживала, либо обитаешь на служебной квартире, то вопрос оплаты жилья в таком ключе не стоит в принципе, только коммунальные услуги (и то не всегда). Я несколько лет жил в комнате общежития почти бесплатно (7 рублей в день, если не ошибаюсь), благодаря чему смог составить представление о базовых ежемесячных тратах. После я столкнулся с рынком жилья и теперь имею представление и о нём. Цены на жильё в столице, как известно, космические. Чтобы купить квартиру в ипотеку или рассрочку, желательно иметь доход сильно выше элементарного. Если повезло, и есть миллионов хотя бы 5 на первый взнос, то, в принципе, гипотетически имеешь возможность найти вариант с условными 30-50 тысячами выплат в месяц где-нибудь на периферии, но в остальных случаях придётся раскошелиться по-серьёзному.

Ну а если не готов к такому, то здравствуй, съёмное жильё. Видел людей, которые живут в хостелах, слышал о людях, которые снимают угол, встречал объявления о сдаче койко-места. Минусы известны. Зато во многих случаях можно жить в центре или не очень далеко от него. Если устраивают такие условия, то тысяч в 10-15 рублей в месяц можно уложиться. Тогда минимальный доход, исходя из предыдущих заключений, должен составлять примерно 40 тысяч в месяц. Чуть более комфортный вариант — это съём комнаты в коммуналке, общежитии или квартире. Здесь также можно найти варианты за 10-15 тысяч (преимущественно в периферийных районах или стрёмных местах), но в основном минимальная граница — около 20 тысяч в месяц. "Потолка" цен, судя по всему, особого нет — я видел объявления о сдаче комнаты в наём за 100 тысяч рублей в месяц (центр города). Ну, может, это и есть "потолок".

Снять квартиру для постоянного проживания за такие деньги уже маловероятно (может, по знакомству только или в ином сказочном случае). Иногда за 20-25 тысяч в месяц сдают нечто, похожее на конуру, или маленькие апартаменты без окон и иногда душа и туалета. За 25-30 тысяч рублей в лучшем случае можно рассчитывать на частный сектор где-то за кольцевой дорогой, промзону в отдалённом районе или ближнее Подмосковье. Также по этой цене бывают временные варианты на несколько месяцев или с закрытой комнатой. "Жизнь" начинается после 30 тысяч. За 30-35 тысяч в месяц уже можно найти единичные варианты в периферийных районах — не все такие квартиры будут выглядеть прилично, но в ряде случаев до метро можно будет дойти пешком минут за 15, а то и меньше. 35-40 тысяч в месяц — это уже, пожалуй, нижняя планка "среднего" сектора на "вторичке"; скромно, без изысков, но обычно приемлемо.

В распределении цен на жильё в Москве как нигде играет роль географический фактор: расположение относительно центра, расположение относительно запада и расположение относительно метро. Прочие факторы — дополнительные. В центре, где находятся основные рабочие места, культурно-развлекательные заведения и многие достопримечательности, цены на жильё выше, чем на периферии и, тем более, за МКАД (кольцевой дорогой). На востоке столицы цены, как правило, ниже, чем на её же западе (насколько мне известно, из-за преобладающих западных ветров на востоке в советское время были сосредоточены основные промышленные предприятия, чтобы их выбросы уносило от города). Ну а метро составляет транспортно-пассажирский каркас Москвы и позволяет быстро перемещаться между разными частями столицы (в особенности по маршруту "дом — работа — дом").

Нельзя сказать, что за 35-40 тысяч сдают сплошь прекрасные квартиры. Это могут быть однушки с плесенью, старой мебелью и деревянными окнами, но зато в 3-х минутах от метро и на "престижном" юго-западе, а могут быть достаточно приличные жилые помещения, но рядом с МКАД или дальше, откуда до метро ехать минут 30 на автобусе. Тем не менее, можно отыскать неплохие компромиссные варианты. Также довольно распространённый вариант цены за съёмную однокомнатную квартиру сейчас в Москве — это 40-45 тысяч и 45-50 тысяч рублей в месяц. Если изучить объявления на известных сайтах (Авито, ЦИАН), то обнаруживается, что по количеству предложений эти три сегмента сопоставимы (смотрел в феврале). При этом "дороже" совсем не значит "лучше" — квартировладельцы часто руководствуются "географическим чутьём" и за 50, а то и 60 тысяч могут предлагать жилище без ремонта и со старой мебелью, зато возле Кремля. "Потолка" как такового на рынке найма жилья в Москве, по-видимому, тоже нет. Квартиры бизнес-класса за полмиллиона или миллион в месяц — не открытие. Как говорится, рынок решает, где сегодня "потолок".

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать определённые выводы о необходимом уровне дохода для проживания в Москве и для воплощения тех или иных "хотелок" и потребностей, требующих финансовых вложений. Но если говорить не просто о доходах, а о зарплатах в Москве, то тут контрасты местами просто разительные. Возьмём условные 100 тысяч рублей в месяц — не так уж мало организаций, где это нижняя граница зарплат линейных сотрудников; но не так уж мало контор, где вам скажут, что "у нас даже начальники столько не получают" (ну, либо "только начальники"). Между тем, средней по Москве считается зарплата, если не ошибаюсь, 128 тысяч рублей. Понятно, что она складывается изо всех официальных зарплат, но реальный разброс меня всегда впечатлял; неплохо было бы увидеть подробный график на основе статистики. Пожалуй, наиболее распространёнными являются зарплаты в диапазоне от 60 до 100 тысяч рублей. "Нормальными" считаются — от 100 до 150 тысяч. Есть и меньше, есть и больше.

В регионах бытует мнение, что в Москве всё дешевле, цены ниже. Это и так, и не так. С ценами здесь всё обстоит примерно так же, как и с зарплатами — есть на любой вкус. Я, по большей части, могу сравнивать только с Дальним Востоком и Сибирью. Мне кажется, что плюс-минус одинаково, но некоторые продукты или группы продуктов, например, фрукты и овощи, обычно дешевле в Москве, другие, например, морепродукты, обычно дороже, что логично, но на самом деле не всегда показательно. Если в среднем московские цены на продукты и товары широкого потребления ниже, чем в регионах, то нижняя планка цен обычно выше: когда я первый раз оказался в Москве в 2017 году, мало что мне тут попадалось дешевле 50 рублей. На мой взгляд, дешевизна продуктов в Москве объясняется разнообразием выбора: в регионах, допустим, будет 3 вида продукта, ну 5, в Москве — все 15. Взять те же яйца — в столице можно найти предложения дешевле 100 рублей за десяток, в регионах это менее вероятно.

Несмотря на то, что ассортимент товаров в Москве разнообразный, мне пришлось к нему привыкать — некоторых обычных на востоке страны товаров попросту не оказалось в столице, некоторые продавались в единичных местах, которые пришлось ещё найти. Причём товары это были совершенно банальные, вроде носков или туалетной бумаги, причём производящиеся в европейской части России, зачастую в соседних с Москвой регионах, а не где-то — но смотри-ка, столичный рынок для этих производителей оказался закрыт. Относительно товаров шипотреба мне также долго казалось (да и сейчас отчасти сохраняю такое мнение), что в Москве они почти все, прежде всего одежда и обувь, делятся на две большие категории: дорогие брендовые и дешёвые массовые. Я же привык к чему-то среднему, вероятно, благодаря влиянию Китая как крупнейшего производителя всего этого барахла, откуда оно в большинстве случаев привозилось в Приморье. Иногда встречается что-то похожее, но всё равно непривычно. Интересно, что в московских магазинах часто есть шанс приобрести дорогие вещи, дождавшись скидок (обычно в конце сезона). Это, правда, не значит, что дорогие вещи это хорошие вещи, просто наценка барская.

Москва славится господством торговых сетей, но, как ни странно, одинокие несетевые магазины формата "у дома" тут тоже встречаются, хотя и не в большом числе — как продуктовые, так и хозяйственно-бытовые или другой специализации. Не могу сказать, лучше они или хуже — всё очень индивидуально, но частенько они больше похожи на оцивиленные базарные лавки. Много в Москве торговых центров разного масштаба и формата, рассчитанных на разный карман: крупнейшие обычно расположены недалеко от станций метро или вблизи автомобильных магистралей. Некоторые торговые объекты являются крупнейшими не только в России, но и в Европе (ТРЦ "Авиапарк", рынок "Садовод"). Недавно заметил, что ТРЦ по выходным — излюбленные места времяпрепровождения подростков. В последние годы, как и всюду, расплодились пункты выдачи интернет-заказов — но в Москве, понятное дело, со столичным размахом.

В Москве довольно дорогой транспорт: одна поездка стоит 65 рублей. Но можно сэкономить, выбрав различные способы оплаты или купив проездной. Я покупаю единый проездной на всех видах городского транспорта Москвы на 90 дней за 6600 рублей — удобно, если ездишь часто, и дешевле, чем проездной на 30 дней (2730 рублей). Можно взять и на год, правда, придётся разом выложить 19500 рублей, я пока на такое не решился. В среднем совершаю до 15-20 поездок в неделю, мне выгодно. В родном Владивостоке, да и не только в нём, почему-то нередко встречается мнение, что проездной билет — это наглость (судя по всему, такое мнение распространяют компании-перевозчики, но, что любопытно, определённый отклик оно находит и среди пассажиров).

Транспорт в Москве играет огромную роль. Массам людей нужно как-то перемещаться по огромному пространству столицы. Если сравнивать с другими российскими городами и многими зарубежными, то можно сказать, что в Москве транспортных проблем нет. Есть ограничения для использования личного транспорта (платные парковки в центре, их количество, пониженная плотность улично-дорожной сети, перегруженность кольцевой дороги и радиальных магистралей), но общественный транспорт, центральным среди видов которого является метрополитен, развит достаточно хорошо. Для меня самым удивительным было наличие возможности уехать в ночное время — как по Москве, так и за её пределы. В некоторых городах проблемы (по меньшей мере для периферийных районов) начинаются уже после 19 часов, в Москве реально найти работающий общественный транспорт в 3 часа ночи — не по всем направлениям, с большими интервалами, но что автобусы, что электрички в ночное время встречаются. Метро закрывается в час ночи.

Метрополитен, конечно, наиболее значимый для перемещений по городу вид общественного транспорта. Между двумя соседними районами может не быть связывающего их маршрута наземного транспорта, но обязательно будет маршрут, связывающий каждый из этих районов со станцией метро (или в последнее время также с железнодорожной станцией, включённой в систему скоростного транспорта Москвы). Не будет метро — Москва встанет. А метро, как известно, развивается тут бешеными темпами (и не только по российским меркам). Правда (в целях, видимо, экономии), новые станции не всегда проектируются и строятся удобными. Недавно открылась Большая Кольцевая линия, где много неудобных пересадок — длинные лестницы и эскалаторы, протяжённые коридоры и переходы существенно увеличивают время пересадки между линиями. Расположение многих станций в городской структуре тоже не совсем удачное с точки зрения подхода к ним.

Маршрутную сеть наземного транспорта Москвы я в целом не нахожу удачной. Мне в основном понятно, по каким принципам она проектируется, что служит поводом для её изменения и в какую сторону, но ни конфигурацию маршрутов, ни организацию движения подвижного состава по ним я бы образцовыми не назвал — во всяком случае в тех районах, где мне приходится пользоваться наземным транспортом. Хотя вопрос маршрутной сети Москвы и организации движения по ней требует специального изучения, но я бы сказал, что это доведённое до крайности стремление раздублировать маршруты. О некоторых особенностях и проблемах наземного транспорта я упоминал в своём отчёте о путешествии на автобусах "вокруг Москвы". Пожалуй, к основным проблемам для пассажира наземного транспорта я бы отнёс длительность ожидания и распространённые нарушения согласованности рейсов как на одном, так и на нескольких маршрутах. Также частенько сложно определить, на какой остановке в каком направлении нужно ждать транспорт, интуиции тут явно недостаточно.

Люди — следующее, о чём стоит упомянуть. Людей в Москве и Московском регионе очень много. Уровень культурного, образовательного, квалификационного развития этих людей объективно в среднем выше, чем по стране, и это сказывается и на их поведении в обычной жизни. Первое время меня поражало поведение московских жителей: я привык к дальневосточно-сибирской простоте, открытости (убью — так убью, а люблю — так люблю), а тут сплошь культура и вежливость (прямо скажем, и негативных проявлений хватает, но они особенные), всё это поначалу кажется показным и иногда действительно является показным, но всё же формирует определённый паттерн поведения, делая обязательными "пожалуйста", "спасибо", "разрешите" и прочее. В культурную столицу приедешь, так там тебе сразу нахамят, если не на вокзале, то на Невском, а в некультурную столицу приедешь — тут это надо ещё заслужить, чтоб тебе нахамили, а если нахамят, то либо в изощрённой форме, либо сразу в истеричной — зависит, конечно, от конкретной ситуации или человека.

С другой стороны, очень многие люди тут, как москвичи, так и приезжие, сосредоточены в значительной мере только на себе. В общественных местах типичен режим игнорирования окружающих — медленно идти посередине тротуара, не давая никому прохода, загородить собой выход из автобуса, трамвая или вагона метро, надолго занять пространство у полки в магазине, болтая по телефону, курить в толпе — широко рапространённые явления. Нельзя сказать, что всего этого нет за пределами Москвы, но тут, видимо, в силу ускоренности жизни и большого числа людей, это проявлется особенным образом. То же и в профессиональном плане: как правило, с тобой не будут вступать в любое сотрудничество, если не видят выгоды лично для себя (необязательно денежной), за исключением случаев, когда это обязательно. В межличностных отношениях правило тоже работает: малейшее сомнение, малейшая ошибка — и второго шанса не будет. Расстаются люди друг с другом как-то очень легко.

Перечисленное характерно не только для Москвы, перечисленное характерно вообще для человеческого общества, с нюансами, может быть, однако в Москве явление выраженно ярче. Почему? 20 миллионов человек отнюдь не худшего качества, сконцентрированных на небольшой территории, число которых медленно, но верно увеличивается, ротирует, в конце концов, создают разнообразие и возможность выбора. В некотором роде это иллюзия выбора, но выбор, тем не менее, есть. Не только работы, но и людей: поменять коллег, друзей, партнёра (в некоторых случаях даже от ребёнка отказаться) — и найти других, лучше, вот что позволяет большое количество людей. Не среди этих 20 миллионов, так среди тех, кто приедет позже — а они приедут. В северном, дальневосточном, уральском или даже южном российском городе такая тактика может и не сработать, а в Москве — вполне. Может быть, ещё в Петербурге, но это надо у петербуржцев спрашивать.

Москву хвалят за большое количество парков и скверов, где можно приятно провести время. Я небольшой любитель парков, но их в Москве действительно много, и они просторные — главным образом, это лесные массивы, сохранившиеся в межмагистральных пространствах по радиальным направлениям, так называемые зелёные клинья. Немало лесов за кольцевой дорогой. Я больше люблю просто погулять пешком по городу, а Москва благоволит пешеходу. Здесь тоже встречаются неудобно расположенные пешеходные переходы, светофоры по 3 минуты, узкие тротуары, тропинки, ведущие в никуда, но в целом всё очень неплохо. Пройти по Москве 10-12 километров в хорошую погоду в хорошем расположении духа — благодать. Много неизведанных территорий, что я особо люблю. Главное, остерегаться расплодившихся курьеров на электровелосипедах — это бич московских улиц. Разноцветные персонажи с коробками за спиной ездят по пешеходным дорожкам на высоких скоростях, а самые наглые способны заехать в салон автобуса, чтобы сократить путь.

По Москве приятно ходить ещё и благодаря относительной чистоте и благоустройству (иногда с этим даже перебарщивают). Визуально на московских улицах и во дворах значительно чище, чем во многих других местах нашей родины. Мусор присутствует, но, как по мне, в умеренном количестве (чисто там, где убирают). К сожалению, места, изрядно загаженные собаководами и курильщиками, тоже встречаются нередко. Очень хорошо это видно весной, когда стаивает снег. Если убрать всех любителей выгулять свою собачку без последующей уборки за ней и всех курильщиков, бросающих "бычки" на землю, то, наверное, будет почти как в Японии.

Но необязательно ходить по улицам, паркам и дворам — в Москве более, чем хватает, разнообразных заведений на любой вкус и цвет. Я до ковида устроил своеобразный вояж по кинотеатрам: поставил цель смотреть каждый раз новый фильм в новом кинотеатре (причём если фильм на английском языке, то непременно только с субтитрами). В небольшом городе он завершился бы очень скоро, в Москве его можно продолжать до сих пор, я успел посетить не более 10 мест, если считать и прошедшее после ковида время, за которое в кинозал я выбирался всего дважды. Много музеев, театров, концертных залов, цирки, зоопарк, но до большинства перечисленных заведений я не дошёл. Несколько раз бывал на выставках и в заведениях общепита по случаю встреч и мероприятий. Последнее время часто посещаю архивы и "ленинку" (библиотеку), но не для отдыха и развлечений — а с поисково-исследовательскими целями.

Наверное, можно ещё сказать о здравоохранении, медицине: безусловно, в Москве можно найти и посетить любого специалиста, как по полису, так и платно. В некоторых случаях в государственных учреждениях поможет регистрация вне Москвы: для жителей регионов приём будет открыт, а для москвичей — нет или отложен на долгий срок. Вот такая несправедливость. Городские поликлиники Москвы внешне выглядят очень продвинутыми: будто в дорогой отель пришёл, а не в поликлинику. В уровне подготовки специалистов же в поликлиниках какой-то закономерности я не заметил — он также сильно различается от места к месту, но я и не слишком большой ходок по ним. Платная медицина также на любой вкус, цвет и кошелёк: качество оказываемых услуг точно так же разное — стоит прислушиваться к рекомендациям или действовать на свой страх и риск.

Отдельно стоит упомянуть о климате. Я привык во Владивостоке к тёплой осени, солнечной, умеренно морозной зиме, ветренной дымной весне, влажному лету. В Москве обычно всё по-другому: дождливая холодная осень, снежная, временами морозная зима, тёплая прохладная весна, жаркое душное лето. Год на год не приходится, но в среднем так. В первую зиму было необычно, что снег идёт почти каждый день — с ноября по март было всего дней 5 без снега, а солнце выглядывало из-за облаков, может, раз 10 за этот период. Прекрасное было время — ещё до ковида.

Можно многое ещё упомянуть о жизни в Москве, но, думаю, и этого объёмного изложения вполне достаточно — в конце концов, я затрагиваю в основном только то, с чем сам имею дело. Резюмируя, могу сказать: Москва вполне заслуженно называется городом возможностей. И хорошо, что она у нас есть. Некоторые говорят, что "хватит кормить Москву!", но, как говорится, кто не хочет кормить свою Москву, будет кормить чужую. Во многом то, что имеет Москва, сформировано благодаря трём составляющим: удачному экономико-географическому положению, централизации управления в стране и огромному рынку труда и капитала столичного региона как следствию. В Москве сосредоточены штаб-квартиры и центральные офисы большинства крупнейших организаций России с высокооплачиваемыми сотрудниками, что естественным образом сказывается и на экономике: не только налог на доходы физических лиц, но и налог на прибыль поступает в московский бюджет, а 20 миллионов человек, сконцентрированные на сравнительно небольшом клочке земли, представляют собой и обширный рынок сбыта. Впрочем, это нелирическое отступление в завершение.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.