Метрополитены двух столиц
Проект "Владивостокский метрополитен" я мог запустить давно, ведь основной объём информации для него был собран ещё к 2016 году. Однако странно было это делать, никогда в настоящем метро не побывав.
День первого в жизни посещения метро совпал для меня с днём кражи моего фотоаппарата, тоже первой (но, будем надеяться, последней). Это случилось 14 мая 2017 года в Москве. Интересно, что на следующий день, 15 мая, пришёлся день рождения московского метро (в 1935 году) — тогда же я купил новый фотоаппарат.
Из-за неприятного происшествия задуманной грандиозной фотосессии не получилось, снимки я делал на плохонькую камеру смартфона, и они вышли не очень. Затем первые впечатления прошли (а метро мне понравилось), а во время повторных поездок было уже не до того, но кое-что я мимоходом поснимал.
2. Первая посещённая станция — "Курская" Кольцевой линии, симпатичное здание вестибюля которой снаружи я так и не запечатлел из-за постоянных ремонтных работ возле него. На стене путевого тоннеля станции располагается такой знак с надписью: "Курская Большого Кольца 1945-1949". Это планировалось ещё Малое кольцо метрополитена внутри существующего.
3. Теперь же Большим Кольцом Московского метрополитена станет строящаяся линия, ранее позиционировавшаяся как Третий Пересадочный Контур (недавно открыт первый её участок). В Санкт-Петербурге тоже планируется в необозримом будущем кольцевая линия, но появится она явно позднее московской.
4. Пока же в северной столице строится несколько станций на радиальных линиях.
5. Найти вход в вестибюль станции в обеих столицах можно по букве "М", являющейся символом каждого из метрополитенов. В Москве это красная "М".
6. В Санкт-Петербурге синяя, похожая по форме на своды тоннелей метро.
7. Вестибюли станций метро бывают наземные в виде отдельно стоящих зданий. Их отличить от других сооружений, как правило, несложно.
8. Другие встроены в здания, обычно административные (торговых или бизнес-центров, например), но иногда и в жилые дома, хотя в такие я, кажется, не попадал. С ряда станций есть выходы в железнодорожные вокзалы, однако сейчас они перекрыты как в Москве, так и в Санкт-Петербурге.
9. Иногда вестибюли находятся под землёй, и вход в них чаще всего осуществляется через подземный переход (в Москве чаще употребляется термин "подуличный пешеходный переход").
10. Есть и не "подуличные", а просто подземные. Или "поджелезнодорожные" ещё иногда.
11. Станции тоже делятся на подземные и наземные. А станция "Воробьёвы Горы" в Москве целиком расположена на мосту над рекой.
12. Вестибюли станций, проектирование и строительство которых пришлось на эпоху архитектурных излишеств, как правило, оформлены помпезно, как дворцы, как произведения искусства — как снаружи, так и изнутри.
13. Остальные чаще всего попроще.
14. Заглянем внутрь. К сожалению, в вестибюлях я почти не фотографировал, поэтому показать их устройство будет сложновато. Отчасти представление можно составить по вот этой фотографии из вестибюля станции "Пролетарская" в Санкт-Петербурге. Справа — вход через металлодетекторы, пункт досмотра, как в аэропорту (выцепляют выборочно и пропускают сумки по движущейся ленте через отдельно стоящий рентген-аппарат, а вошедшего ещё раз проверят металлоискателем), за ним кассы (бывает по-разному: они могут находиться и перед пунктом досмотра) и турникеты (эти всегда после касс, естественно). Слева же на выходе можно попасть в зал с банкоматами, торговыми автоматами и киосками с газетами, водой и прочей мелочёвкой. В общем-то, типовой набор. Конечно, и вид, и наполнение вестибюлей на разных станциях могут различаться.
15. Советская античность (это в Санкт-Петербурге на станции "Автово", если не ошибаюсь).
16. Советский Ренессанс (по-моему, станция "Елизаровская" в СПб же).
17. Приобретя либо жетон на одну-две поездки, либо воспользовавшись специальной картой (есть ещё экзотические варианты вроде специального кольца на пальце), идём к турникетам (фото нет) и прикладываем карту к считывающему устройству справа. Снятая сумма (или остаток, не помню уже) отобразится рядом на экране. Когда денег на карте хватает, то турникет пропускает нас уже на эскалатор или лестницу, ведущую на платформу.
18. Не всегда за турникетами начинается сразу переход к платформе. Если станция пересадочная, то там могут находиться ещё помещения. Вот как выглядит совмещённый вестибюль станции "Курская" в Москве. В нём, кроме всяких vending-машин, имеется справочный уголок, а при первом моём визите играли музыканты.
19. Там тоже могут встретиться потрясающие вещи.
20. Чем глубже запрятана под землю станция, тем длиннее эскалатор (иногда их несколько один за другим).
21. Ехать можно несколько минут, поэтому в расчёте на скучающих пассажиров стены наклонного хода увешаны рекламными плакатами.
22. Однако большинство тупит в смартфоны (в Москве так почти все — wi-fi в метро есть).
23. И вот мы на платформе. Обычно платформы островного типа, когда пути по обе её стороны.
24. В Москве в центре или иногда с края платформы часто установлен информационный стенд с кнопкой вызова помощи (это станция "Белорусская").
25. В Петербурге тоже есть подобное, но кое-где были замечены также торговые автоматы.
26. Некоторые станции, как говорилось ранее, представляют собою целые произведения искусства.
27. Следует смотреть не только вокруг, но и наверх (станция "Белорусская" в Москве).
28. Всё выше, и выше, и выше... (Вроде бы станция "Маяковская" в Москве).
29. Но даже после завершения эпохи пролетарских дворцов станциям метро всё равно старались придать индивидуальности.
30. Теперь пора садиться в поезд. Но в какую сторону: направо или налево? В этом нам поможет запутаться навигация на станциях. Если сравнивать её в Москве и Петербурге, то я бы заключил, что в Москве с навигацией в метро лучше: присутствуют и указатели, и названия линий, и списки станций.
31. В Петербурге крупно указаны только направления (конечные станции). В городе с огромным туристическим потоком странно такое видеть: откуда я знаю, где это "Девяткино" или "Рыбацкое", если в Питере первый раз? Хорошо, когда есть подсказка мелким шрифтом. А если нет, когда спешишь, можешь уехать не туда.
32. Правда, если вовремя увидишь схему на стене тоннеля, то не прогадаешь. Это в Питере хорошо придумано.
33. В Москве настенная навигация устроена несколько иначе: много линий — поэтому на кольцевой указаны станции пересадки и станции на радиальных линиях. Однако даже понятная навигация не помогла мне — уехал по кольцу в Москве не в ту сторону. (Короче говоря, с непривычки один фиг заблудишься!)
34. Ждём поезда. Над порталом тоннеля висят электронные часы (но, по-моему, не везде), отсчитывающие время до прибытия следующего поезда. Из тоннелей дует ветер. Нередко его ощущаешь, ещё когда спускаешься по эскалатору.
35. В Петербурге, кстати, есть станции с горизонтальным лифтом: пока поезд не подъедет и полностью не остановится синхронно, двери останутся закрытыми, и никто не выйдет через них раньше времени и не упадёт на рельсы, например. Сначала я думал, что это такая защита от затоплений, но потом заметил, что двери не герметичны.
36. Ну, вот и поезд!
37. Заходим. Присаживаемся, если место есть. Осторожно, двери закрываются!
38. Можно и стоя ехать. Хорошо, когда народу не слишком много. Тогда удобнее всего занять позицию в одном из концов вагона, где никто не будет мешать. Хотя в Москве попадались сочленённые вагоны со сквозным проходом.
39. Проехать нужную станцию не позволит регулярно объявляющий остановки голос диктора из динамиков. В новых вагонах также встречается световая линейка, заполняющаяся по мере достижения поездом очередного пункта на маршруте. Бывают и просто электронные табло, демонстрирующие названия станций, а порой и какую-нибудь рекламу.
40. Не проехать нужную станцию помогут и их названия, продублированные на стенах тоннелей.
41. Если, конечно, окна в вагоне не закрыты чем-нибудь. А то вагоны изнутри частенько украшены какими-нибудь картинками, особенно в спецпоездах.
42. Спецпоезда, то есть, посвящённые некоему событию, дате или явлению, не так уж редки.
43. Ещё в поездах, конечно, немало и обычной рекламы — как коммерческой, так и социальной. А ещё регулярно появляются продавцы всякой всячины: носков, кроссвордов, самых актуальных схем транспорта...
44. Иногда поезд дальше не идёт, а идёт в депо. Тогда всех высаживают. По странному стечению обстоятельств, трижды я ехал именно до той станции, до которой шёл и поезд. И только один раз мне нужно было дальше.
45. В Питере, где менее разветвлённая сеть линий и станций, такого, видимо, нет.
46. Приехали!
47. Но что же? Пора и на выход. В Москве, как мне показалось, с платформы чаще всего нужно подниматься по лестнице, а потом уже двигаться по эскалатору.
48. В Петербурге же наоборот — обычно сразу выход на эскалатор.
49. При пересадках переход между станциями может располагаться в середине платформы.
50. Как правило, в этом плане навигация не подводит.
51. Переходы между станциями бывают напрямик — если одна станция расположена под другой или параллельно — по лестнице или эскалаторам с коротким переходом, а то и просто с одного края платформы на другой; а бывают и длинные — от поезда до поезда тогда можно топать несколько минут.
52. Как бы то ни было, рано или поздно метро нужно покинуть.
53. Можно оценить длину эскалатора на станции глубокого заложения.
54. Самая глубокая станция метро в России — это "Адмиралтейская" в Петербурге (86 метров). Чтобы попасть на поверхность, нужно преодолеть целую систему переходов и эскалаторов на двух или трёх этажах. По пути можно полюбоваться оформлением станции.
55. Также станцию украшают портреты флотоводцев.
56. Вообще, памятники — не редкость в метро. Вот, например, памятник Кирову на станции "Чистые Пруды" в Москве (ранее она носила название "Кировская").
57. На станции с родным названием "Приморская" в Питере стоят якоря с цепями.
58. Выход наружу осуществляется обычно по специально отгороженному коридору.
59. На станции "Сокольники" в Москве в нём можно посмотреть фотокарточки из истории метрополитена (постоянно они там висят или нет — не знаю).
60. Хорошо, когда выход со станции всего один. Если выходов два, да каждый ведёт в какой-нибудь подземный переход, откуда ещё десять выходов, то с непривычки запутаешься: в этом плане с навигацией в метро, на мой взгляд, не всё в порядке.
61. Удобно, если упомянут известный объект: по указателям "К Белорусскому вокзалу", "К Палеонтологическому музею" сориентироваться проще, чем по простому "К улице Космонавтов". Тут уже сложнее — хоть бы сторону упоминали, что ли: чётная или нечётная.
62. Может, это просто я под землёй пока не умею ориентироваться. Регулярно выходил не туда что в Москве, что в Петербурге — никакие изучения карт местности не помогали. А всё потому, что я постоянно спешил.
63. И вот мы опять на поверхности (всё же большинство метростанций под землёй), а далее, как правило, можем пересесть на другие виды транспорта, остановки которого обычно располагаются рядом, или пойти пешком. Комфортным расстоянием для пешеходного перехода от/до станции метро я бы назвал расстояние до 1000 метров. До 1500, иногда 2000 метров тоже в ряде случаев можно пройти (и люди ходят), но всё, что больше, лучше проезжать наземным транспортом, если, конечно, нет цели прогуляться.
64. На этом мой небольшой поверхностный обзор столичных метрополитенов завершён.
Возможно, следует их как-то сравнить или сделать некие выводы, но я не буду. Скажу только, что метро — довольно удобный вид городского транспорта, и в огромных столичных городах без него никуда.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.